соответствующих органов. Надо было впервые со uiatui тына кис ор.-а ны и вырабатывать методы государственного \правлении мини ством. Но тут-то и сыграла свою роль особенность Гон и и,,■<)<• на протяжении всей истории существовал большой г<к удирстчечныи сектор хошиства, государство регулировало хомисшвсннио ж и <ш>, а во время войны функции государственного управления хошиством усилились и существовш! бюрократический аппарат такого управления. И этот аппарат был теперь использован.
Сначала система государственного управления промышленностью строилась по образцу пирамидальной структуры соне юн, к которым она и была привязана: ВС в центре и совнархозы на местах. Но оказалось, что управление промышленностью требует определенных знаний, компетенции, причем особых знании по каждой отрасли. И тогда в состав ВС под названием главков стали включать прежние, дореволюционные органы отраслевого управления, которые состояли из государственных чиновников и промышленников. Прежняя «Центроткань» была переименована в «Центротекстиль», а «Расмеко» — Комитет по распределению металлов — вошел в ВСНХ под прежним названием. Попадавшие сюда иностранцы обнаруживали в кабинетах ВСНХ тех же людей, с которыми они имели дело при прежней власти.
|
|
Создание государственного аппарата управления было шагом к национализации. Как известно, национализация у нас была проведена в простейшей форме — простой конфискации без возмещения. В. И. Ленин считал, что это не лучший способ национализации, что с национализацией вообще спешить не следует. Будет лучше, писал он, «если обстоятельства сложатся так, что заставят капиталистов мирно подчиниться и культурно, организованно перейти к социализму на условиях выкупа». Это было бы лучше, потому что методов социалистического хозяйствования еще не существовало. Их предстояло еще вырабатывать, искать. А делать это было лучше не в условиях политической борьбы и разрухи. Капиталисты же могли действовать прежними капиталистическими методами.
Более того, широкая национализация первоначально не была частью бол ьшеиистской программы. Она рассматривалась лишь как репрессивная мера при «особых обстоятельствах». Ленин разрабатывал теорию «государственного капитализма», коюрая и должна была лечь в основу организации промышленности Он восхищался централизованной государственной машиной управления хозяйством в Германии, созданной в военные годы, и увидел в России и Германии «две разрозненные половинки социализма»: в России революция установила политический строй социалшма. а в Германии была сошна экономическая организация социалп зма.
|
|
Экономика Союза Советских Социалистических Республик
Сложность заключалась в том, что буржуазное государство не имело функции управления хозяйством, а, следовательно, и не было соответствующих органов. Надо было впервые создавать такие органы и вырабатывать методы государственного управления хозяйством. Но тут-то и сыграла свою роль особенность России, где на протяжении всей истории существовал большой государственный сектор хозяйства, государство регулировало хозяйственную жизнь, а во время войны функции государственного управления хозяйством усилились и существовал бюрократический аппарат такого управления. И этот аппарат был теперь использован |
По ею проему следовало
nyieM соглашений с «капига-
HlImm промышленности», т.е.
руководителями корпорации,
оОра юватыигантские гресгы.
охиа1Ы1)аюшие целые отрасли
промышленности, «которые с
внешней стороны могуч иметь
вид кэсударственных предпри
ятии». Естественно, «капита
ны» были «за». Например, из
вестный глава концерна Ста-
хеев в ответ на ленинскую
идею предложил образовать
металлургический трест, кото
рым от имени государства дол
жна была управлять его фи
нансовая группа. Но эти теоре
тические построения были не
реальны: революция была соци
алистической, т.е. антибуржу
азной, и логика ее развития тре
бовала ликвидации буржуазной
собственности.
К тому же буржуазия не стремилась «культурно, организованно» переходить к социализму. Хозяева и администрация предприятий нередко бежали с советской территории, оставив предприятия без управления. В друг их случаях они действительно саботировали, явно или скрыто выступая против новых порядкон. В подобной ситуации предприятие национализировалось в качестве репрессивной меры.
Первым в руки новою государства перешел Российский государственный банк. Это не было национализацией, поскольку он и прежде был государственный. Акционерные банки пока остаиалисьн собственности прежних хозяев. Но, поскольку логика революции требовала ликвидации ка[ пиал пс шческой собствен! юс т, декретом от 14 декабри 1917г. была объявлена национализация всех банков в стране и государственная банковская монополия. Принято считать, что это было ответом на саботаж администрации банков, которая нарушала соыашение с государством. В ходе национализации акционерные банки закрывались или становились отделениями Народною банка, как теперь стал называться бывший Государеiвенный банк.
Вторым актом в деле национализации и стала национализация транспорта, т.е. же.1ешм\ дорог, морскою и речного cp.ioi а. Панно