Вопросы

1. В ситуации неясной обстановки я предпочитаю подождать, пока она прояснится, а не разведывать ее.

2. Я хотел бы уйти далеко в море на небольшом, но надежном морском судне.

3. В работе я предпочитаю игнорировать все, что прямо не относится к делу.

4. Меня привлекает путешествие по стране на попутных машинах.

5. Мне неинтересно смотреть один и тот же фильм повторно.

6. Я остерегаюсь еды, которую раньше не пробовал.

7. Мой девиз: умный в гору не пойдет, умный гору обойдет.

8. Я бы предпочел жить в такие периоды истории, которые насыщены
переменами.

9. Мне неприятно видеть экстравагантные прически.

10. Мне бы хотелось прыгнуть с парашютом.

11. Мне не нравятся люди, которые лезут на рожон.

12. Я хотел бы покататься на спортивном мотоцикле.

13. Я бы стал учиться управлять дельтапланом.

14. Глупо совершать безумные поступки только для того, чтобы посмот­реть, как на это прореагируют окружающие.

15. Мне утомительно смотреть любительские фильмы и слайды.

16. Люди, которые со мной не согласны, интересны мне меньше, чем единомышленники.

17. 17.- Я люблю заплывать далеко от берега.

18. Совершенно не представляю себя альпинистом.

19. Про прочих равных я действую по линии наименьшего сопротивления.

20. Мне нравится одеваться необычно.

21. Человеку надо время от времени менять работу, чтобы избежать за­стоя.

22. У меня хватает терпения общаться с нудными и скучными людьми.

23. В незнакомом городе я предпочитаю самостоятельно находить до­рогу, а не пользоваться путеводителем.

24. Я избегаю друзей, поступки которых непредсказуемы.

25. Иногда мне хочется сделать нечто пугающее.

26. 2В. Мне хотелось бы пожить жизнью бродячих цыган, странствующих артистов.

27. Я испытываю подьем сил, если при осуществлении какого-либо дела появляются серьезные препятствия.

28. Тяжело уживаться в коллективе с занудой.

29. Мне страшно нырять с высокой скалы.

30. Мне нравится подначивать людей к неразумному проявлению вла­сти и деспотизма.

31. Жаль тратить столько времени на сон.

32. Я берусь за трудные задачи, только если меня вынуждают к этому об­стоятельства.

33. Я бы не решился попробовать препараты, вызывающие галлюцинации.

34. Даже подумать не могу о спуске на горных лыжах с высокой горы.

35. Яне люблю сочетания контрастных цветов и неправильных форм со­временной живописи.

36. Человек, действия которого предсказуемы, — зануда.

37. Я бы хотел понырять с аквалангом.

38. Мне очень нравится преодолевать трудности.

39. Правы те люди, которые выбирают непроторенные пути, чреватые воз­можной неудачей.

40. Мне нравится слушать новую и необычную музыку.

Приложение 25.3

Ключи к шкалам опросника SSS

TAS +                    
BS +                  
ES +                    
UA +     7.              

Шкала TAS (поиск острых ощущений). Высокие значения по этой шкале позволяют выявить лиц, предрасположенных к чрезвычайным происшествиям. Как правило, у них высокие значения по шкалам 4 и 9 MMPI (Собчик, 1990).

Шкала BS (непереносимость однообразия). Монотонная работа равносильна наказанию. Гипертимность по Шмишеку. Низкий балл по шкале BS указывает на склонность к монотонной, ру­тинной работе.

ES (поиск новых впечатлений). Крайне низкие значения по шкале ES коррелируют с отрицательным полюсом шкалы Q1 16PF и указыва­ют на ригидность обследуемого, его приверженность традиционным взглядам и правилам. Такие работники независимо от возраста кон­сервативны, не любят нововведений, перемен. Это типично для ра­ботников сферы обслуживания.

UA (неадаптивное стремление к трудностям). Высокий балл по этой шкале набирают люди, которые стремятся находить и преодолевать трудности. Эти «правдоискатели» — потенциальные инициаторы конфликтов, их часто отвергают в разных коллективах. Нами полу­чена корреляция высоких баллов с показателями цветового теста от­ношений (см.: Эткинд, 1983). Отметим, что в качестве материала для Цветового теста мы использовали более богатую палитру методики «Цветовое зеркало» Г Фрилинг (см.: Кононова, 1995).

Особенно следует обращать внимание на сочетание в личном про­филе пиков по шкалам ТАЗ и UA. Как правило, такие показатели дают люди агрессивные, конфликтные, социально дезадаптированные.

Низкие значения по шкале UA дают, с одной стороны, люди робкие, сенситивные, с низкой нервно-психической устойчивостью и боль­шой вероятностью «срывов», трудно адаптирующиеся и не выдерживающие напряженных условий работы. В подобных случаях низкие значения по шкале UA коррелируют с низкими значениями по шкале H.

С другой стороны, низкие значения по шкале UA показали лица, в реальной жизни склонные уходить от ответственности, люди «уш­лые, с хитрецой», при малейшей возможности старающиеся укло-< ниться от выполнения должностных обязанностей (за ними требует­ся постоянный контроль со стороны руководства). В любом случае, что бы ни стояло за этим, обследуемые с низким баллом по шкале UA имеют тенденцию избегать трудностей, перекладывать ответствен-; ность на других людей или на обстоятельства и потому являются «проблемными» работниками.

Рекомендуемая литература

Белогуров С. Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. СПб., 2000. Исакова О. П. Психологические основы профилактики наркозависимости. СПб.. КАРО, 2004.

Корнилова Т В. Психология риска и принятия решений. М.. Аспектпресс, 2003.

Предупреждение подростковой и юношеской наркомании // Под ред. С. В. Березина и К. С. Лисецкого. М.. Изд-во Института пси­хотерапии, 2001.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: