Мухаметша Абдрахманович Бурангулов

(15 декабря 1888 г., д. Верхне-Ильясово Бузулукского уезда Самарской губерни - 9 марта 1966, Уфа) - поэт, драматург, фольклорист, классик башкирской литературы, Народный сэсэн Баш­кортостана (1944), Член Союза писателей СССР (1940). Рано лишился родителей. После оконча­ния школы переехал в Оренбург, в 1902-1907 гг. учился в Каргалинском медресе, а в последующие три года в медресе «Хусаиния» (Оренбург). 1916-1917 гг. учитель в сельских школах, преподавал башкирский язык, инспектор народного образования в Бузулуке. То­гда же на материале устного народного творчества написал пьесы «Ашкадар» и «Башкирская свадьба». Записал и обработал эпосы «Урал-батыр», «Акбузат», «Алпамыша», сказки, песни, кубаиры. Бу­рангулов - автор многих произведений. Но, пожалуй, он, в большей степени, известен как драматург. Его пьесы составляют золотой фонд башкирской литературы. По многим из них еще при жизни писателя были поставлены спектакли.

б) Словарная работа.

Сэсэн - поэт-импровизатор, народный сказитель.

Кубаир - жанр башкирской народной поэзии. Короткий поэтиче­ский сказ, исполняемый напевно или речитативом под аккомпанемент.

в) Рассказ подготовленного ученика.

Южный Урал - родина башкирского народа. Для древних баш­кир понятия Родины и Урала были нерасторжимыми, они восприни­мались как нечто единое целое, без которого немыслимо представить свое существование на земле. Самые сокровенные помыслы, песни, напевы, легенды - эпические сказания-кубаиры башкир посвящены Уралу или связаны с ним. В сказаниях-кубаирах отражены наиболее важные исторические события народной жизни. Создатели и храни­тели эпических сказаний - народные сказители-сэсэны. Именно они донесли до нас неувядаемые памятники духовной культуры. Сэсэны являлись подлинными выразителями дум и чаяний народных масс. Благородная миссия сэсэнов - художественно отображать жизнь и идеалы народа - приносила им популярность и уважение. Вот таким и был Мухаметша Бурангулов.

г) Физминутка. Батыры. (Движения соответствуют словам.)

Дружно встали! Раз, два, три!

Мы теперь батыры!

Мы ладонь к глазам приставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой «Я» расставим ноги,

Точно в танце -

Руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу.

д) Чтение статьи о народном сэсэне. Учебник «Живые родники» с. 168-169. Работа по содержанию.

- Когда родился М. Бурангулов?

- Кем был М. Бурангулов?

- Кто такой сэсэн?

- Какие произведения писал М. Бурангулов?

-Как называется самое большое произведение, написанное на­родным сэсэном?

е) Выразительное чтение учителем отрывка из эпоса «Урал ба­тыр». Работа по содержанию.

Данный вариант сказания «Урал батыр» записан в 1910 году со­бирателем фольклора М. Бурангуловым от двух известных сэсэнов и кураистов: Габита из деревни Идрисово и Хамита из деревни Малое Иткулово (ныне Баймакский район Башкирии). Оригинал рукописи не сохранился. При записывании М. Бурангулов старался по возможно­сти сохранить своеобразие языка исполнителей; отмечается, что оба сэсэна имели широкую известность как певцы и кураисты и могли без запинки читать народные памятники, насчитывающие несколько ты­сяч стихотворных строк. Сюжет эпоса довольно сложен. Он построен на описании борьбы Урал-батыра за счастье людей с насильниками, со злыми силами природы, воплощенными в образах драконов (аждаха), дивов, змей и т. д. Персонажи сказания - богатыри и простые жи­тели земли, небесные божества, злые силы природы, мифические су­щества. Здесь изображена судьба героев трех поколений (старик Янбирде и старуха Янбика, их дети - Урал и Шульген, внуки - Яик, Идель, Нугуш, Сакмар) и, соответственно этому, состоит из трех час­тей сам эпос.

- О чем сожалеет в своей речи Урал? Какой совет он дает людям?

- Какие человеческие качества возвеличивает Урал, а какие осу­ждает?

4. Закрепление пройденного материала. Выставка книг М. Бурангулова.

Написал пьесы «Ашкадар» и «Башкирская свадьба». Записал и обработал эпосы «Урал-батыр», «Акбузат», «Алпамыша». Им созда­ны труды: «Башкирские легенды», «Эпос о батырах», народно- эпическая поэма «Отечественная война». Позднее написал на фольк­лорном материале пьесы «Ялан Еркей», «Шауракай», «Идукай и Мурадым».

Учитель предлагает ребятам рассмотреть книги, дает краткую аннотацию произведениям, рекомендует их прочитать.

5. Итог урока. Оценивание учеников.

- Ребята, что нового и интересного вы узнали на уроке?

Домашнее задание. Выразительное чтение отрывка из эпоса «Урал батыр», с. 170-171.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: