1. Беседа.
- Б. Бикбай плодотворно работал в создании художественного образа легендарного героя Салавата Юлаева.
- Что вы знаете о Салавате Юлаеве?
- Кто такой Салават? Почему мы помним этого человека спустя 250 лет?
2. Сообщение ученика о Салавате Юлаеве.
- Башкиры отличались смелостью и независимостью, выше всего на свете они ставили личную свободу и ни к кому не хотели идти в рабство. Несколько десятилетий бился маленький башкирский народ за свою свободу против русских царей, когда в 1773 г. Емельян Пугачев поднял крестьян на войну против царя и помещиков, Салават со своим отцом присоединился к нему. Салават поднял весь башкирский и другие народы воевать за свою свободу.
3. Сообщение учителя,
- В 1938-1939 гг. Б. Бикбай написал драму «Салават Юлаев». В 1951-1952 годы Баязит Бикбай снова вернулся к теме Салавата и написал драматическую поэму, по содержанию которой башкирский композитор Загир Исмагилов создал оперу «Салават Юлаев».
4. Работа по учебнику.
5. Сейчас мы прочитаем отрывок из драмы-либретто оперы «Салават Юлаев».
|
|
а) Словарная работа
«Бачка» - батюшка
б) Чтение по ролям
в) Ответы на вопросы после текста
6. Прослушивание фрагмента из оперы «Салават Юлаев».
VI. Обобщение.
Композитор 3. Исмагилов несколько лет работа с Баязитом Бикбаем рука об руку. Благодаря Б. Бикбаю мы увидели на оперной сцене образ легендарного героя башкирского народа Салавата Юлаева, а также оперы «Шаура», «Азат» (композитор Рауф Муртазин), музыкальную комедию «Кодаса».
В 29 лет Б. Бикбай за вклад в развитие башкирской литературы был награжден орденом «Знак Почета». В 1969 г. ему посмертно присвоена республиканская премия им. С. Юлаева.
VIII. Итог урока.
Д/з. читать отрывок из драмы Б. Бикбая «Салават Юлаев» выразительно по ролям.
Используемая литература: М. Гайнуллин, Г. Хусаинов «Писатели Советской Башкирии».
Тема: Константин Иванов - сын чувашского народа
Цель урока:
1) познакомить учащихся с писателями и поэтами Чувашии, пишущих для детей;
- личностью и творчеством чувашских поэтов К.В. Иванова, Якова Ухсая и поэмой К.В. Иванова «Две дочери. Красная девица» отрывок из поэмы «Нарспи»;
2) привить интерес к культуре чувашского народа.
Оборудование урока:
3) Слайды с портретами чувашских писателей и поэтов;
4) портрет К.В.Иванова (15.05.1890 - 13.03.1915) иЯ. Ухсая;
5) выставка книг по чувашской литературе;
6) экспонаты чувашской культуры (костюмы, утварь);
7) отрывок из текста поэмы «Нарспи».