Мальчик:
Хлеб мой вкусный, хлеб красивый,
Говорю тебе: «Спасибо!»
Хлеб:
Лучше б ты не поленился,
Доброй пашне поклонился.
Мальчик:
Кланяюсь тебе я, пашня,
За горячий хлеб домашний!
Пашня:
Лучше б ты не поленился –
Солнцу в небе поклонился.
Мальчик:
Солнце, в небе синем,
За горячий хлеб спасибо!
Солнце:
Ты б, сынок не поленился.
Дождику бы поклонился!
Мальчик:
Вот спасибо, дождик в небе,
Что заботишься о хлебе!
Дождик:
Лучше б ты не поленился,
Дождику бы поклонился!
Мальчик:
Вам спасибо, папа с мамой,
Хлеб даёте вкусный самый!
Папа:
И тебе спасибо тоже,
Ты у нас такой хороший!
Работа с пословицами
– Соотнести начало и конец каждой пословицы:
Не шуба греет, а … | хлеб. |
В дороге хлеб не … | помеха. |
Не будет хлеба, … | не будет и обеда. |
Без соли не вкусно, а без хлеба … | несытно. |
У кого хлебушко, у того и … | счастье. |
Хлеб всему … | голова. |
Без печки холодно – без хлеба … | голодно. |
– Какова главная мысль всех пословиц?
Итог
– Какой путь проходит хлеб до наших столов?
– Какой вывод сделаем: как нужно относиться к хлебу?
– Кто нам очень подробно, живописно рассказал об этом в своих стихах?
– Каким настроением проникнуто каждое стихотворение?
– Почему мы называем его певцом труда хлебороба?
Творческая работа
Мы сегодня читали прекрасные стихи талантливого башкирского поэта Даута Юлтыя. Они так образно, красиво и интересно описывают весь трудоёмкий процесс изготовления хлеба, что сточки сами откладываются в памяти. Я думаю, вам легко будет выполнить домашнее задание. Выберете стихотворение, которое вам больше всего понравилось, и выучите наизусть.
А сейчас у нас есть возможность узнать самим, трудно ли сочинять стихи. Я предложила вам на прошлом уроке две рифмы о хлебе,использовав которые вы должны были сочинить четверостишье:
Ветерок – колосок
Урожай – собирай
Давайте послушаем, что у вас получилось. (Дети зачитывают свои стихи)