Задание 2. Составьте предложения со словами каждой из групп слов, показав близость и различие в оттенках значений

Составьте предложения со словами каждой из групп слов, показав близость и различие в оттенках значений, сфере употребления слов внутри каждой из групп.

1. Натуралистический — натуралистичный — натуралистский — натуральный.

2. Проблематический — проблематичный — проблемный.

3. Романический — романтический — романтичный.

4. Типичный — типовой.

5. Сталагмит — сталактит.

Задание 3

Выделите в данных предложениях антонимы (устно). Укажите, какие стилистические функции они выполняют, в каком жанре употреблены. Какова их роль в создании антитезы и оксюморона? Назовите контекстуальные антонимы.

I. 1. Сегодня и завтра рыночной экономики. (Из газет.) 2. Политехнический… Ему посвящены мадригалы и оды, лирика и эпика осенили его своими крылами, ирония и пафос попеременно обращали к нему свое лицо (С. Наровчатов). 3. Веселье и горе (Е. Баратынский). 4. Грубым дается радость, нежным дается печаль (С. Есенин). 5. Устав от долгих бурь, я вовсе не внимал жужжанью дальнему упреков и похвал (А. Пушкин). 6. Со всеми буду я смеяться, а плакать не хочу ни с кем (М. Лермонтов). 7. Мы пьем в любви отраву сладкую… (Е. Баратынский). 8. Судьей души моей ты должен быть и в вёдро и в ненастье… (Е. Баратынский).

II. 1. Мать-земля моя родная, сторона моя лесная, край недавних детских лет, отчий край, ты есть иль нет? (А. Твардовский). 2. На поля и горы уже мороз бросает по утрам свои сребристые узоры (Е. Баратынский). 3. «Помнить или забыть» (Название фильма). 4. Веселье, муку — все жажду я делить с тобой… (Е. Баратынский). 5. Таит молодое чело по воле — и радость и горе. В глазах — как на небе светло, в душе ее темно, как в море! То истиной дышит в ней все, то все в ней притворно и ложно!.. (А. Пушкин). 6. Словно выкупался где-то, где хоть вновь туда вернись — не зима была, а лето, не война, а просто жизнь (А. Твардовский). 7. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь (Пословица). 8. …Всегда была твоим весельем весела; с тобою грустным я грустила (Е. Баратынский).

Задание 4

Проанализируйте данные синонимические ряды, определите вид синонимов.

1. Лгать — врать — сочинять — темнить — заливать — трепаться — плести — клепать — брехать — травить — говорить неправду.

2. Оратор — златоуст — краснобай — говорун — вития — ритор.

Задание 5

Определите по словарю значение данных слов. Являются ли они синонимами?Если да, то какими?

Показать (глагол речи), подтвердить, уточнить, пояснить, сообщить, заявить, рассказать, утверждать, опровергать, свидетельствовать, сказать, объяснить, разъяснить, дополнить, добавить, отметить, настаивать, подчеркнуть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: