Важным показателем деятельности промышленного предприятия является качество продукции. Его повышение обеспечивает экономию не только трудовых и материальных ресурсов, но и позволяет более полно удовлетворять потребности общества. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на нее и увеличению суммы прибыли не только за счет объем продаж, но и за счет более высоких цен.
Качество продукции - совокупность потребительских свойств, обеспечивающих удовлетворение определенных потребностей, т.е. потребительский эффект, обусловленный свойствами продукции.
Характеристика качества может быть дана в виде некоторого набора значений тех свойств изделий, которые существенны для удовлетворения потребностей (показатели производительности, надёжности, долговечности и т.п.).
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
· Удельный вес новой продукции в общем выпуске;
· Удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
|
|
· Удельный вес продукции высшей категории качества;
· Удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам.
Косвенные показатели качества производимой продукции – штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потри от брака и т.п.
Сложность количественного анализа качества, применения, например, индексного метода в данном анализе, заключается в том, что признаки должны быть выражены количественно. Качество же не всегда имеет количественную оценку и может выражаться атрибутивным (альтернативным) признаком: продукция, сертифицированная и не сертифицированная; продукция, соответствующая и не соответствующая техническим условиям.