Политика предприятия должна изначально иметь целью высокое качество продукции. Однако брак, являющийся его противоположностью, может возникнуть на любом предприятии. Его необходимо учитывать.
Брак может быть обнаружен на самом предприятии — производителе продукции и за его пределами. Проявившийся в сфере реализации или в процессе использования продукции брак свидетельствует как о плохом качестве продукции, так и о качестве работы предприятия. Он называется рекламацией.
Рекламации сравнивают по стоимости и по количеству с прошлым периодом. Их рассчитывают на 100, 1000, 10000 изделий в зависимости от объема производства. Появление рекламаций наносит производителю не только материальный, но и моральный ущерб, сказываясь на его репутации.
При анализе брака рассчитывают абсолютные и относительные показатели.
Абсолютный размер брака представляет собой сумму затрат на окончательно забракованные изделия и расходов на исправление исправимого брака (АБ).
Абсолютный размер потерь от брака получают вычитанием из абсолютного размера брака стоимости брака по цене использования, суммы удержаний с лиц — виновников брака и суммы взысканий с поставщиков за поставку некачественных материалов (АПБ)
|
|
Как правило, АБ ³. АПБ.
Относительные показатели размера брака и потерь от брака рассчитывают процентным отношением абсолютного размера брака или потерь от брака соответственно к производственной себестоимости товарной продукции.
Пример 5
Показатель, ден. ед. | Предыдущий год | Отчетный год |
1. Себестоимость окончательного брака | ||
2. Расходы по исправлению брака | ||
3. Абсолютный размер брака (стр.1 + стр.2) | ||
4. Стоимость брака по цене использования | ||
5. Суммы, удержанные с лиц — виновников брака | - | |
6. Суммы, взысканные с поставщиков | - | |
7. Абсолютный размер потерь от брака (стр.3 +стр.4 — стр.5 — стр.6) | ||
8. Валовая (товарная) продукция по производ- ственной себестоимости | ||
9. Относительный размер брака (стр.3/стр.8- 100%) | 7,5 | 7,5 |
10. Относительный размер потерь от брака (стр.7 / стр.8 • 100%) | 6,0 | 3,5 |
Из таблицы можно сделать вывод, что основной причиной брака явилась поставка некачественного сырья или иных видов материальных ресурсов. В отчетном году, основываясь на опыте предыдущего периода, производитель составил договор на поставку материалов, предусматривающий компенсацию в случае их низкого качества, которая и позволила сократить абсолютный размер потерь от брака на:
(24 000 - 14 700) = 9 300 ден. ед.
или на .
Относительный размер потерь от брака снизился на 6,0 - 3,5 = 2,5%.
|
|
Стоимость годной продукции, которая могла бы быть получена при отсутствии брака (Dq)., можно определить, умножив фактический объем товарной продукции в плановых ценах (q1pПЛ) на долю окончательного брака производственной по производственной себестоимости (dОБ):
Dq = q1pПЛ× dОБ
Анализ брака, обнаруженного на предприятии, и анализ рекламаций следует начинать с изучения причин их возникновения, которые условно можно свести к следующим:
· производственно-технологические;
· конструктивные недостатки;
· качество сырья и комплектующих изделий;
· вина рабочих;
· прочие.
Это позволит более точно определить размер излишне израсходованных средств и пути снижения затрат на обеспечение качества продукции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Микроэкономическая статистика: Учебник / Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Финансы и статистика, 2004
2. Статистика: курс лекций/ Харченко Л.П., Долженкова В.Г., Ионин В.Г. и др.; Под ред. к.э.н. В.Г. Ионина. - Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, 1996
3. Статистика: Учебник / Под ред. В.С. Мхитаряна. – М.: Экономист, 2005
4. Управление качеством: Учебник для вузов/С.Д.Ильенкова, В.С.Мхитарян и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998
5. ЭКОНОМИКА И СТАТИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ: Учебное пособие / Н.Г. Забродская. – М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2005
6. Экономика и статистика фирм: Учебник / В.Е. Адамов, С.д. Ильенкова, Т.П. Сиротина, С.А. Смирнов; Под ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Ильенковой. – 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2000
7. Данные Архангельскстата
Тема 10. Статистика производства и обращения продукции (товаров и услуг)