Премия Деминга

Премия им. Э. Деминга была учреждена в 1951 г. в честь вклада Эдварда Деминга в развитие качества в Японии. Она предусматривала награждение компаний за их индивидуальные достижения и за общие достижения во внедрении принципов управления качеством в масштабах всей компании (CWQC). До 1984 г. рассматривалась деятельность только японских компаний, однако в 1984 г. Комитет по присуждению премий решил присуждать премию и зарубежным компаниям (The Deming Application Prize for Oversea Companies). Условия ее присуждения впервые были объявлены в 1987 г.

Комитет по присуждению Премии Деминга определяет TQM следующим образом: «Общее управление качеством — это совокупность видов деятельности, систематически выполняемых всей организацией для эффективного и действенного достижения целей компании, с тем чтобы она могла в надлежащее время и по приемлемой цене предлагать продукцию и услуги, качество которых удовлетворяло бы потребителей».

Прохождение заявки компании на участие в конкурсе похоже на суровый экзаменационный отбор. Претендент выдерживает экзамен лишь в том случае, если система управления качеством, применяемая им на предприятии, надежно работает и дает максимальный практический эффект.

В настоящее время Японский комитет по присуждению премий им. Деминга имеет пять следующих номинаций:

- премия Деминга для компаний (The Deming Application Prize), достигших значительных результатов в управлении качеством на основе использования статистических методов (SPC);

- премия Деминга для малых предприятий (The Deming Application Prize for Small Enterprise), достигших выдающихся результатов в использовании принципов CWQC и методов SPC;

- премия Деминга для подразделений (The Deming Application Prize for Division), показывающих значительные результаты в области качества и применения статистических методов управления процессами;

- премия Деминга за индивидуальные достижения (The Deming Application Prize for Individual Person), которой награждаются отдельные лица или группы за изучение, использование и распространение принципов CWQC и методов SPC;

- премия Деминга для зарубежных компаний (The Deming Application Prize for Oversea Companies), внесших значительный вклад в развитие и применение CWQC и методов SPC.

Среди компаний, получивших премии, много всемирно известных, таких, как Toyota Motors No, Nissan Motors Co, Hitachi Ltd., Nippon Electric Co, Fuji Photo Film Ltd, Kawasaki Steel, Fuji Xerox Co и т. д.

О высоких требованиях, предъявляемых к претендентам на эту награду, говорит тот факт, что число зарубежных компаний, получивших премию, невелико. Например, к 1996 г. это были всего три компании: Florida Power & Light из США A989 г.), Philips Taiwan A991 г.) и AT&T Power System из США A994 г.). Все они были награждены премией за наиболее успешное практическое применение принципов CWQC среди зарубежных компаний. Их программы на начало 90-х годов наиболее полно соответствовали японской идеологии качества и включали вопросы политики, организацию и управление, повышение уровня образования и распространение знаний, методы сбора, анализа и использования информации о качестве, стандартизацию и контроль, методы обеспечения качества процессов и анализ результатов, а также методы планирования будущей деятельности.

Премия им. Э. Деминга является самой престижной в мире. Оценка качества деятельности компаний осуществляется по 48 показателям, сгруппированным по десяти направлениям, каждое из которых, в свою очередь, разбито еще на ряд элементов. Оценка участников конкурса проводится по 100-балльной системе, для получения премии Деминга нужно набрать не менее 70 баллов.

Премия им. Э. Деминга сыграла выдающуюся роль для развития качества в Японии: она способствовала усилению работ по качеству во многих компаниях. Большую пользу принесли как самооценки, так и получение оценок и рекомендаций от жюри. Опыт и программы улучшений победителей конкурса оказали влияние и на другие компании.

Премию для компаний ежегодно вручают организации, которая с помощью TQM сумела существенно улучшить свои показатели и эффективно применяет TQM с учетом своих принципов управления, отрасли, вида деятельности и размера. Используемые для оценки компаний критерии делятся на десять категорий.

1. Стратегия и цели.

2. Организация и управление.

3. Образование.

4. Информация.

5. Анализ.

6. Стандартизация.

7. Контроль качества.

8. Непрерывность.

9. Результаты.

10. Действия и реакция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: