№ п/п | Показатели | В дроби | |
числитель | знаменатель | ||
Натуральные показатели производительности труда | Выпуск продукции в натуральных единицах | Затраты труда на выпуск продукции, в единицах времени | |
Условно-натуральные показатели производительности труда | Выпуск продукции в условно-натураль-ных единицах | Затраты труда на выпуск продукции в единицах времени | |
Стоимостные показатели производительности труда: | |||
А | Валовая производительность труда | Валовая добав-ленная стоимость, валовой выпуск | Затраты труда на выпуск продукции в единицах времени |
В | Чистая производительность труда | Чистая добавленная стоимость, чистая продукция | Затраты труда на выпуск продукции в единицах времени |
С | Интегральная производительность труда | Валовая добавленная стоимость, валовой выпуск | Все факторы произ-водства, выраженные в единицах времени |
D | Глобальная производительность труда | Валовая добавленная стоимость, валовой выпуск | Все факторы производст-ва в денежном выражении |
Е | Тотальная производительность труда | Чистая добавленная стоимость, чистая продукция | Труд и постоянный капи-тал в денежном выражении |
F | Реальные доходы на единицу затрат труда | Валовой внутренний продукт (чистая продукция) | Затраты труда в единицах времени |
Таким образом, для анализа производительности труда на практике предпочтение отдается стоимостным моделям, позволяющим увязывать два основных индикатора эффективности - прибыль и производительность.
|
|
Уровень производительности труда в широком смысле (общий показатель производительности) может быть представлен в виде отношения:
, (56)
где q - продукция в натуральном выражении;
р - цена единицы продукции;
z - затраты живого и овеществленного труда в натуральной форме;
с - цена единицы затрат.
В современных условиях нестабильной экономической ситуации, инфляции, ограниченной конкуренции, в силу монополизации товарного и сырьевых рынков высокие финансовые результаты зачастую объясняются не столько успехами фирмы, сколько удачно сложившейся конъюнктурой на рынке. Поэтому при измерении производительности на уровне предприятия важно выявить две группы факторов:
· факторы, которые отражают реальный уровень и динамику производительности труда и зависят от внутренних технологических и организационных успехов фирмы;
· факторы, отражающие определенные рыночные условия, т. е. уровень и динамику цен на сырье, материалы, энергию, рабочую силу и другие элементы затрат, с одной стороны, и цен на продукцию - с другой (инфляционная компонента).
|
|
На уровень производительности (эффективность затрат) воздействуют следующие факторы (рис.3):
Выпуск в стоимостном выражении | Физический объем выпуска | Цены на единицу продукции | ||
¯ | ¯ | ¯ | ||
Общая производитель-ность труда | = | Общая производительность труда реальная (дефлятированная) | x | Инфляционный фактор (соотно-шение цен на про-дукцию и на затраты) |
| | | ||
Затраты в стоимостном выражении | Физический объем затрат | Цены на элементы затрат |
Рис.3 Факторы изменения общей производительности труда
Влияние каждого из факторов во времени измеряется с помощью системы индексов стоимости продукции:
, (57)
что в агрегатной форме записывается так:
; (58)
и стоимости затрат:
, (59)
в агрегатной форме:
. (60)
Система индексов производительности труда:
(61)
где — индекс стоимости выпущенной продукции; — индекс физического объема продукции; — индекс цен на единицу продукции; — индекс стоимости затрат; -индекс физического объема затрат; — индекс цен на элементы затрат; - индекс производительности труда; - индекс реальной производительности труда; - индекс опережения цен на продукцию относительно цен на элементы затрат.
Данная индексная модель интересна тем, что она может быть использована для статистического анализа финансового положения предприятия, поскольку увязывается с показателем прибыли от реализации продукции. Ведь рост производительности на любом предприятии рассматривается не как самоцель, а как способ увеличения прибыли. Прирост прибыли, вызванный изменением реальной производительности труда, может быть рассчитан по следующей формуле:
(62)