Автотрансформатор (рис. 1.31) имеет одну обмотку - обмотку высшего напряжения.
Обмотка низшего напряжения является частью обмотки высшего напряжения.
| (1.44) |

Рис. 1.31. Принципиальная схема автотрансформатора
Часть обмотки
можно выполнить тонким проводом, т. к. через нее протекает ток примерно равный разности величин
, которая мала по сравнению с токами
и
. Это позволяет снизить габариты автотрансформатора по сравнению с трансформатором такой же мощности. Полная расчетная мощность общей части обмотки:
| (1.45) |
Полная расчетная мощность остальной части обмотки:
. | (1.46) |
Так как
,
то
| (1.47) |
Расчетная мощность трансформатора:
. | (1.48) |
При одной и той же передаваемой мощности:
. | (1.49) |
Чем ближе
к
, тем выгоднее применение автотрансформатора. На практике
.
Предположим, что источник электрической энергии (сеть переменного тока) подключен к виткам
обмотки автотрансформатора, а потребитель — к некоторой части этой обмотки
.

При прохождении переменного тока по обмотке автотрансформатора возникает переменный магнитный поток, индуктирующий в этой обмотке электродвижущую силу, величина которой прямо пропорциональна числу витков обмотки.
Следовательно, если во всей обмотке автотрансформатора, имеющей число витков
, индуктируется электродвижущая сила
, то в части этой обмотки, имеющей число витков
, индуктируется электродвижущая сила
. Соотношение величин этих ЭДС выглядит так:
, где
— коэффициент трансформации.
Так как падение напряжения в активном сопротивлении обмотки автотрансформатора относительно мало, то им практически можно пренебречь и считать справедливыми равенства
и
,
где
— напряжение источника электрической энергии, поданное на всю обмотку автотрансформатора, имеющую число витков
;
— напряжение, подаваемое к потребителю электрической энергии, снимаемое с той части обмотки автотрансформатора, которая обладает количеством витков
.
Следовательно,
.
Напряжение
, приложенное со стороны источника электрической энергии ко всем виткам
обмотки автотрансформатора, во столько раз больше напряжения
, снимаемого с части обмотки, обладающей числом витков
, во сколько раз число витков
больше числа витков
.
Если к автотрансформатору подключен потребитель электрической энергии, то под влиянием напряжения
в нём возникаетэлектрический ток, действующее значение которого обозначим как
.
Соответственно в первичной цепи автотрансформатора будет ток, действующее значение которого обозначим как
.
Однако ток в верхней части обмотки автотрансформатора, имеющей число витков
будет отличаться от тока в нижней её части, имеющей количество витков
. Это объясняется тем, что в верхней части обмотки протекает только ток
, а в нижней части — некоторый результирующий ток, представляющий собой разность токов
и
. Дело в том, что согласно правилу Ленца индуктированное электрическое поле в обмотке автотрансформатора
направлено навстречу электрическому полю, созданному в ней источником электрической энергии. Поэтому токи
и
в нижней части обмотки автотрансформатора направлены навстречу друг другу, то есть находятся в противофазе.
Сами токи
и
, как и в обычном трансформаторе, связаны соотношением 
или
.
Так как в понижающем трансформаторе
, то
и результирующий ток в нижней обмотке автотрансформатора равен
.
Следовательно, в той части обмотки автотрансформатора, с которой подаётся напряжение на потребитель, ток значительно меньше тока в потребителе, то есть
.
Это позволяет значительно снизить расход энергии в обмотке автотрансформатора на нагрев её проволоки (См. Закон Джоуля — Ленца) и применить провод меньшего сечения, то есть снизить расход цветного металла, уменьшить вес и габариты автотрансформатора.
Если автотрансформатор повышающий, то напряжение со стороны источника электрической энергии подводится к части витков обмотки трансформатора
, а на потребитель подводится напряжение со всех его витков
.
.
.
. 





