Коэффициентом наполнения называется отношение количества свежего заряда, по массе, действительно поступившего в цилиндр, к количеству свежего заряда, также по массе, которое могло бы заполнить рабочий объем цилиндра при давлении и температуре в исходном состоянии на впуске в двигатель, т. е.
, (3.4)
где М — число молей свежего заряда действительно поступившего в цилиндр;
Mh — число молей свежего заряда, теоретически способного заполнить рабочий объем цилиндра;
G — масса свежего заряда, поступившего в цилиндр;
Gh — масса свежего заряда, теоретическиспособного заполнить рабочий объем цилиндра;
Vh — объем цилиндра;
ρ— плотность свежего заряда на впуске.
Давление и температура на впуске:
• для двигателей без наддува — давление р0 и температура Т0 окружающего воздуха;
• для двигателей с наддувом — давление рк и температура Тк воздуха после нагнетателя.
Коэффициент наполнения характеризует качество процесса впуска и учитывает отклонение условий внутри цилиндра от условий на впуске в двигатель. Производители двигателей всегда стремятся к увеличению значений η v.
Коэффициент наполнения является основной характеристикой качества процесса газообмена.