Если для четырехтактного двигателя принять, что процесс выпуска заканчивается в ВМТ, то согласно уравнению состояния газа
,
где рr и Тr — абсолютное давление и абсолютная температура остаточных газов соответственно;
Vc — объем камеры сгорания.
С учетом уравнения (5) увеличению коэффициента γr будут способствовать следующие факторы:
• увеличение сопротивления выпускного клапана и всей выпускной системы (приводят к увеличению рr);
• теплопередача при сгорании и расширении и несоответствующий режиму работы состав смеси (приводят к уменьшению Tr);
• степень сжатия. Если учесть, что Vc = Vh / (ε - 1), то следует, что чем больше ε, тем меньше γ r. Поэтому у дизелей значение коэффициента остаточных газов меньше, чем у двигателей с принудительным воспламенением.
Что касается процесса наполнения, то из уравнений (14) и (16) видно, что коэффициент наполнения зависит от степени сжатия ε, давления в конце наполнения ра, давления р0 и температуры Т0 окружающей среды, температуры Та в конце наполнения, коэффициента γr и температуры Тr остаточных газов величины подогрева свежего заряда △T.
В зависимости от того, как повлияют на перечисленные параметры конструктивные особенности и эксплуатационные условия двигателя, изменится коэффициент наполнения η v.