C ростом степени сжатия г коэффициент наполнения η v будет уменьшаться пропорционально величине ε/(ε – 1). В действительности эта связь сложнее, так как с ростом степени сжатия изменяются и другие величины, влияющие на значение η v. Экспериментально было установлено, что рост ε на значения η v значительного влияния не оказывает.
Параметры остаточных газов
Температура остаточных газов Тr на коэффициент наполнения η v влияет незначительно. Однако увеличение давления остаточных газов рr приводит к увеличению плотности и массы отработавших газов (например, при увеличении частоты вращения коленчатого вала), что снижает массовое наполнение цилиндра свежим зарядом. К росту Тr приводят увеличенные тепловые зазоры в приводе выпускных клапанов, загрязнение глушителя или нейтрализатора отработавших газов.
Параметры газообмена приведены в табл. 3.
Токсичность отработавших газов и пути предотвращения загрязнения окружающей среды
Основные компоненты, содержащиеся в отработавших газах ДВС, представлены в табл. 2.
Таблица 2. – Основные компоненты отработавших газов, %
Двигатели | N2 | O2 | H2O (пар) | CO2 | CO | NxOy | CxHy | C (сажа) |
Бензиновые | 74-77 | 0,3-0,8 | 3-5,5 | 5-12 | 5-10 | До 0,8 | 0,2-3 | До 0,4 |
Дзели | 76-78 | 2-18 | 0,5-4 | 1-10 | 0,02-5 | До 0,5 | До 0,5 | До 1,1 |