Человеческое мышление создало необычайное богатство понятий. Как богатство и многообразие явлений действительности делало и продолжает делать необходимым для науки (биологии, геологии, астрономии) классификацию явлений, так стало необходимым классифицировать формы мышления. Формальная логика классифицирует понятия по их подобию, соответствию и различию. Принципами этих классификаций в общем является объём, но возможно и содержание.
Выделяют следующие виды понятий:
1. Единичные, общие и нулевые.
Понятие, в котором мыслится один элемент, называется единичным («Киев», «Невский проспект»).
Понятие, в котором мыслится множество элементов, называется общим («государство, стол»).
Понятие, в котором не мыслится ни один элемент, называется нулевым («снегурочка», «русалка»).
Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в них элементов поддаётся учёту («планета Солнечной системы»), а нерегистрирующими – те, в которых множество мыслимых в них элементов учёту не поддаётся («молекула», «рыба»).
В особую группу выделяют собирательные понятия, в которых мыслятся совокупности элементов, составляющих единое целое («коллектив»).
Эти понятия, так же как и общие, отражают множество элементов (членов коллектива), однако, как и в единичных понятиях, это множество мыслится как единый предмет. Собирательные понятия могут быть общими («коллектив») и единичными («коллектив нашего института»).
2. Абстрактные и конкретные.
Понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее, называется конкретным («стол», «ручка»), а понятие, в котором мыслится свойство предмета или отношение между предметами – абстрактным («храбрость», «беспечность»).
Конкретные и абстрактные понятия могут быть как общими, так и единичными (например, понятие «преступление» – общее, конкретное; понятие «Харьков» – единичное, конкретное; понятие «преступность» –общее, абстрактное; понятие «смелость лейтенанта Дроздова» – единичное, абстрактное).
3. Положительные и отрицательные.
Понятия, содержание которых составляют признаки, присущие предмету, называются положительными («атеист», «логичный»).
Понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определённых признаков, называются отрицательными («алогичный», «нелегальный»).
4. Безотносительные и соотносительные.
Безотносительные понятия отражают предметы, существующие раздельно и поэтому мыслящиеся вне отношения к другим предметам («книга», «двигатель»).
В соотносительных понятиях отражаются предметы, существование которых связано с существованием других предметов, поэтому они не мыслятся один без другого («родители» и «дети», «северный полюс» и «южный полюс»).