Контрольная работа. Таким образом, рассмотренные на лекции вопросы позволяют сделать следующие выводы

Таким образом, рассмотренные на лекции вопросы позволяют сделать следующие выводы:

1. В ближайшей перспективе не следует ожидать снижения ЧС различного характера и масштаба, поэтому защита населения и территорий от их пагубных проявлений и результатов является глобальной проблемой на многие годы и относится к сфере национальных интересов России.

2. Предметом науки о безопасности жизнедеятельности является безопасность человека как биосоциального объекта во всем многообразии угроз в динамичных природных, техногенных и социальных условиях. Главная цель этой науки – выявление закономерностей безопасного развития, изучение, классификация и систематизация сложных событий, процессов, явлений в области безопасности жизни и жизнедеятельности человека и общества, выработка соответствующих мер по их упреждению, локализации и устранению.

3. В основе разработки практических рекомендаций и теоретических исследований в области обеспечения безопасных условий жизнедеятельности лежит обобщенная модель безопасности, основными элементами которой являются объект-субъект безопасности и окружающая среда.

4. В основе системного анализа безопасности жизнедеятельности лежит комплексный подход к решению задач подготовки населения в области защиты от ЧС, правового, экономического и организационного обеспечения.

Обязательность права обеспечивается разнообразными материальными и духовными, поощрительными и принудительными, организационными и иными мерами, в том числе и средствами государственного воздействия. Римские юристы говорили: «Где право, там и средства его защиты».

7. Издавна в России считалось, что право – это правда (праведность жизни), «истина на деле» (В. Даль). «Право есть мерило правильного». Оно призвано верно отражать реальную действительность. В русском языке слово право отождествляется не только с правдой, но и со справедливостью. Правым делом считается правдивое, справедливое, законное дело. Право судить означало су удить по всей правде, творить суд и правду.

8. Право представляет собой такую систему общеобязательных и охраняемых государством предписаний, которая отражает идеи и предписания свободы и ответственности, справедливости и равенства, гуманизма и общественного порядка.

9. Право – особый регулятор поведения.

Теории происхождения права. Во все времена отношение к праву было неоднозначным, что находило выражение в философско-юридических концепциях, которые содержали объяснение сущности права как целостного социального явления.

Теория естественного права (Цицерон, Локк, Руссо, Гольбах, Радищев), зародившаяся в античном мире и получившая наибольший расцвет в 17-18вв, в период великих буржуазных революций, считает правом лишь то, что соответствует понятиям справедливости и морали. Поэтому сторонники данной теории различают понятие право (естественное право) и закон (позитивное право). Человеку свойственно от природы право «естественное», которое выше закона (под законом понимается право созданное государством), право на жизнь, свободу и т.д. В качестве источника права рассматривается либо Божественный промысел, либо саму природу. Государство, на этом основании, не может отчуждать или ограничивать права и свободы, так как права приобретаются человеком от рождения не зависимо от воли самого государства.

Историческая концепция права (Густав Гуго, Карл Савиньи, Шталь) возникла как определенная реакция на доктрину естественного права. Представители исторической школы рассматривали право как выражение духа народа, складывающегося подобно языку, постепенно в ходе исторического процесса. Законодатель правомерен фиксировать лишь то, что уже сложилось, как правило. Т.е право создается не только государством, но и самостоятельным развитием в виде норм, добровольно принимаемых народом, подобно тому, что язык не возник из договора и не дан готовым от Бога, а развивается сам по себе. Право с точки зрения представителей исторической школы есть продукт народного духа, народного правового убеждения. Консерватизм данной школы проявляется в отрицании роли субъективного правотворчества и значения нового законодательства в прогрессивном изменении общественной жизни, в значительном преувеличении обычаев в системе нормативного регулирования общественных отношений. С другой стороны, представители школы справедливо считали, что законодатель не может творить нормы права по своему субъективному рассмотрению. Его задача состоит в том, чтобы познать объективные потребности общественного развития, интересы людей и правильно сформулировать их в нормах права.

Реалистическая школа права (Рудольф Иеринг) признает единство и изменчивость права. Не существует разделения права ан позитивное и естественное – право существует только как позитивное. В праве нет ничего неизменного, вечного: это меняющееся явление, отражающее новые условия жизни. Представители школы видят непосредственную связь права с государством. Государственная власть есть необходимое условие существования права. Обосновывает единство прав и обязанностей субъектов правоотношений, без которого невозможно существование гражданского общества. Школа категорически отрицает произвол. Только государственная власть на основе установленных законов может применять принуждение к человеку.

Социологическая школа перемещает центр тяжести на изучение «живого права», т.е. системы правоотношений, поведения людей в сфере права. Основателем является Эрлих «Социология права» 1911г. С. Муромцев, Г. Шершеневич, Р. Паунд.

Психологическая теория (Л. Петражицкий, Дьюи, Росс, Эллиот) рассматривает сущность права как единство законотворческой деятельности и правовых эмоций людей. Право определяется как совокупность позитивного (государством установленного) и интуитивного (личного) права. Интуитивное право имеет важное значение, так как именно оно регулирует поведение человека, поэтому ему придается статус «действительного права».

Позитивистская теория рассматривает в качестве права только нечто конкретное (законы, судебные решения), что можно проверить посредством опыта, поэтому понятие права и закон отождествляются. Позитивизм предполагает жесткое разграничение права и морали. Источником права является воля государства, нашедшая свое выражение в законе. Наделение человека правами происходит только при наличии устойчивой правовой связи между человеком и государством, т.е. гражданства.

Нормативистская теория (разновидность позитивизма) (Р. Штаммлер, П. Новгородцев) предполагает жесткую иерархию правовых норм, т.е в основе права – норма, принятая государством, а остальные индивидуальные акты (договоры, решения судов) должны соответствовать высшей норме.

Материалистическая теория права (К. Маркс, Ф. Энгельс) утверждает, что право есть возведенная в закон воля господствующего класса. В основе буржуазного права лежит неравенство. Право полностью определяется волей государства, т.о. провозглашается примат государства над правом. Объясняет развитие и сущность права экономическими отношениями, господствующими формами собственности.

Типы права. В мире существует множество национальных систем права. Категория «тип права» призвана отразить общие, существенные черты системы права разных стран. Самым распространенным является формационный подход, согласно которому выделяются 4 типа права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое права.

Рабовладельческое право закрепляло и охраняло экономический базис рабовладельческого общества, а именно частную собственность на орудия и средства производства и раба. Раб был не субъектом, а объектом права, которого можно было купить, продать и даже убить. Рабовладельческое право выражало государственную волю рабовладельцев. На ранних стадиях основными источниками права были правовые обычаи, затем нормативно-правовые акты, издаваемые государственными органами (сенат, император). Например, законы Дракона в Афинах, законы 12 таблиц в Риме. В императорский период римское рабовладельческое право настолько достигло своего совершенства, что в последующем было воспринято во многих европейских государствах.

Феодальное право закрепляло частную собственность феодалов на землю, средства производства и личную зависимость крестьян от феодалов. Отражало волю феодалов. Этот тип права носил ярко выраженный классовый и сословный характер. Оно было правом привилегий, поскольку закрепляло неравенство людей в зависимости от отношения к тому либо другому сословию. Закрепляло неравную правовую защиту личности и неравной юридическую ответственность за одни и те же преступления. Согласно Русской правде, за убийство князя – штраф 80 гривен, а смерда – 5. Поэтому феодальное право в литературе рассматривается как право сильного, «кулачное право».

Буржуазное право закрепляет и охраняет буржуазную частную собственность, провозглашает демократические свободы, формальное равенство всех перед законом и судом, принцип верховенства закона, разделение властей.

Социалистическое право должно выражать господствующую волю трудящихся, закреплять социалистическую собственность, направлено на ликвидацию эксплуатации человека., построение коммунизма.

Но это не единственная классификация права. Можно выделить романо-германское право, англосакское, мусульманское, международное право. Типы права можно группировать в хронологической последовательности - (древнее, средневековое, современное), по связи с государством (право демократического государства, тоталитарного). Анализ различных типов права позволяет более глубоко и всесторонне рассмотреть разнообразные аспекты его природы, роли, социального назначения в жизни общества

Принципы права. Право строится и функционирует на основе определенных принципов, которые выражают его сущность и социальное назначение. В них выражаются главные свойства и особенности права, придающие ему качество государственного регулятора меры свободы и справедливости в общественных отношениях.

Принципы права – это основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни. Принципы права подразделяются на виды, в зависимости от того, на какую область правовых норм они распространяются. Существует 3 основных групп принципов права: общие, межотраслевые, отраслевые.

1. Общие принципы – это основные начала, которые определяют наиболее существенные черты права в целом, его содержание и особенности как регулятора всей совокупности общественных отношений. К числу общих принципов права относятся:

а) принцип социальной свободы. Основным началом правового регулирования является предоставление его участникам максимальной свободы в выборе профессии, места жительства и т.д. данный принцип обеспечивает социальную защищенность личности. Все государственные органы, подчеркивается в Декларации прав и свобод человека, обязаны обеспечивать и охранять права и свободы человека как высшие социальные ценности.

б) принцип социальной справедливости. Этот принцип обеспечивает соответствие между практической ролью индивида в жизни общества и его социальным положением, между правами и обязанностями, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием.

в) принцип демократизма. В правовом государстве этот принцип пронизывает всю систему права, определяет правовое положение личности, характер ее взаимоотношений с государством.

г) принцип гуманизма. Этот принцип свойственен всем цивилизованным правовым системам. Он закрепляет и реально гарантирует естественные и неотъемлемые права и свободы человека.

д) принцип равноправия (равенства всех перед законом) Этот принцип закреплен во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах о правах человека, конституционных законах большинства стран мира.

е) единство юридических прав и обязанностей. Так право человека на судебную защиту реализуется через обязанность судов осуществлять такую защиту.

ж) принцип ответственности за вину. В соответствии с этим принципом юридическая ответственность может быть возложена на лицо лишь в том случае, если оно виновно в нарушении требований правовой нормы.

з) принцип законности. Этот принцип имеет наиболее общий характер. Его содержание требует строгого и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Этот принцип обеспечивает на практике справедливость, свободы, гуманизма.

Все общие принципы права тесно связаны между собой. Аристотель отмечал, что справедливость тесно связана с понятиями законности и равенства людей.

2. Межотраслевые правовые принципы. Это такие руководящие начала, которые выражают особенности нескольких родственных отраслей права (например, уголовно-процессуального и гражданско-процессуального). Общими принципами указанных отраслей являются: коллегиальность, гласность судебного разбирательства. В тоже время на смежные отрасли права распространяются и общие принципы права.

3. Отраслевые принципы. Они характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права (административного, гражданского). Принципами гражданского права являются равенство сторон, обеспечение договорной дисциплины.

Функции права. Это основные направления его воздействия на общественные отношения, на поведение людей.

1. Регулятивная функция – это упорядочение общественных отношений, путем закрепления этих отношений в нормативных актах. Так в нормах права получает закрепление компетенция органов государства, права, свободы и обязанности граждан. Право обеспечивает высокую степень свободы и организованности общественных отношений. Это проявляется в непосредственном регулировании организации общественных отношений в экономическом, социальном, политическом строительстве. Например, в экономической сфере право находит выражение в законах о банках, банкротстве, приватизации, конкуренции. Право обеспечивает свободу экономической деятельности. В политической сфере право закрепляет и охраняет политическую систему общества, основные политические институты.

2. Охранительная функция – охрана общественных отношений от разного рода посягательств со стороны правонарушителей. Это выражается в определении запретов на совершение противоправных деяний, в установлении юридических санкций, в непосредственном применении юридических санкций к лицам, совершившим правонарушение.

Контрольная работа

Контрольная работа (ПР-2) – письменная форма контроля и метод оценивания формируемых компетенций в виде небольшого количества разных по сложности вопросов и заданий, требующих обоснованного ответа.

Цель выполнения контрольной работы состоит в приобретении и закреплении теоретических знаний по дисциплине, проверке усвоения учебного материала, развитии навыков самостоятельной работы и формировании профессиональных компетенций.

Задания для контрольных работ по данной дисциплине составлены таким образом, чтобы можно было выявить знания студентов по определенной теме, разделу, а также владение терминологическим аппаратом, понимание сущности изучаемых предметов и явлений, их закономерностей, умение самостоятельно делать выводы и обобщения, творчески использовать знания и навыки.

Для студентов очной формы обучения контрольная работа носит характер фронтальной проверки знаний всех студентов по определенным разделам дисциплины. Контрольная работа состоит из небольшого количества разных по сложности вопросов, как правило, из разных разделов (тем) для повышения достоверности оценки.

В течение семестра предусмотрено выполнение двух контрольных работ, каждая из которых имеет по 3 варианта. При этом обеспечивается одинаковая трудность контрольных вопросов для всех вариантов. Ответы на поставленные вопросы должны быть конкретные, четкие, с выводами и обобщениями.

Контрольная работа занимает 25-30 мин. времени учебного занятия с разбором ответов на следующем занятии, что вызывает интерес студентов и активизирует их подготовку к последующим семинарским занятиям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: