\
Классификация затрат в управлении качеством
Оценка затрат на качество продукции необходима для того, чтобы знать сколько «стоит качество» и как на основании этого регулировать ценой на продукцию. Основная концепцияуправления качеством продукции или услуги – это строгое соответствие цены и качества. Поэтому справедливо выделять и подсчитывать затраты на обеспечение качества продукции по всей цепочке формирования ее стоимости: от прогнозирования спроса, подготовки производства, управления входными ресурсами и операционной деятельностью, отгрузкой и т.д. до послепродажного обслуживания. Такой подход отражен в общей классификации затрат (табл. 14.1) на управление качеством продукции и услуг.
Таблица 14.1. Общая классификация затрат на управление качеством продукции и услуг
| № пп | Разделительный признак | Причина и вид затрат |
| Цель управления качеством | Обеспечение качества Стабилизация качества Улучшение качества | |
| Уровень затрат | Капитальные Текущие | |
| Сфера вложения | Производственные Внепроизводственные | |
| Возможность учета | Поддаются прямому учету (прямые затраты) Не поддаются прямому учету (косвенные затраты) Нецелесообразно учитывать | |
| Этапы ЖЦП | Планирование и НИОКР Проектирование Производство продукции Потребление (или эксплуатация) продукции, услуги | |
| Стадии производства продукции | Основное производство Вспомогательное производство Обслуживание производства |
Привлекая данные о затратах на повышение качества и об эффекте, получаемом при этом, можно продемонстрировать важность качества как фактора, влияющего на финансовое состояние организации. По некоторым публикациям, затраты на качество достигают 25 % от полных затрат на производство продукции.






