Коммутантная стратегия (стратегия приспособления к рынку) преобладает при обычном бизнесе в местных (локальных) масштабах. Сила мелкого неспециализированного предприятия состоит в его лучшей приспособленности к удовлетворению небольших по объему (а нередко и кратковременных) нужд конкретного потребителя.
Отсутствие крупных производительных мощностей, особых познаний в узкой области или научно-технических заделов - словом, всего, чем сильны другие фирмы - приводит к тому, что коммутантам (в рамках разумного) почти все равно, чем заниматься. Такая незаметность и безликость и послужила основанием для их названия. Фирмы - «серые мыши», однако, имеют и свойственные только этому типу фирм преимущества. Им легко идти на столь резкие изменения сферы коммерческой деятельности, на которые другие фирмы неспособны. В свою очередь, повышенная гибкость становится источником силы коммутантов в конкурентной борьбе.
С точки зрения всей экономики роль фирм-коммутантов уважаема. Коммутанты являются соединительной тканью экономики. Они делают доступными для населения дорогие продукты! В этом заключается их роль в инновационном процессе.
Коммутанты появляются там, где:
1. Другие предприятия неэффективны (например, во многих случаях фермерское хозяйство в сравнении с крупными сельскохозяйственными предприятиями).
2. Места для других конкурентов просто физически нет (бензоколонка, кафе, магазин в маленьком поселке).
3. Прочие фирмы не обеспечивают достаточно индивидуализированный подход к клиенту (парикмахерская, косметический салон, семейный врач).
Коммутанты могут довольно долго и успешно работать на рынке только при соблюдении двух условий:
1. Проводить осознанную агрессивную экономическую политику из-за отсутствия
- уникального продукта;
- новых технологий;
- капитала.
2. Оставаться в малом бизнесе.
На рынке коммутанты присутствуют в трех видах:
1. Традиционный обслуживающий бизнес.
2. Изготовление мелких комплектующих для крупных фирм.
3. Копирование чужих изделий.
Кривая спроса коммутантов представлена на рис. 1.8.
|
Рис. 8. Положение коммутантов на кривой спроса.






