Конструктивная схема механической части всех КИМ построена таким образом, что деталь, например, в виде параллепипеда, находящаяся на измерительной позиции машины, может быть измерена по всем поверхностям, кроме поверхности, на которой она установлена.
Измерения на КИМ осуществляются при относительных перемещениях детали и датчика контакта.
Чаще всего – деталь при измерении неподвижна, а датчик касания перемещается. Такая компоновка используется при измерении крупногабаритных деталей с большой массой.
При измерении небольших деталей стол с деталью часто перемещается по одной координате.
Всю совокупность конструктивных решений КИМ можно разделить на 3 группы в зависимости от конструкции узла и его расположения, на котором находится датчик касания:
- машины консольные;
- машины портальные;
- машины мостовые (на колоннах).
Консольные КИМ – это машины, в которых датчик касания расположен на консоли (стоечного типа). При консольном расположении датчика касания устанавливается одна стойка, которая может быть как неподвижной, так и перемещаться.
|
|
Портальные КИМ – прибор, в котором датчик касания расположен в портале (П – образуется конструкция).
В КИМ портального типа датчик касания расположен на верхней части портала, т.е. балки, и перемещается с сунпортом вдоль портала вместе с николью.
Мостовые КИМ – приборы, в которых подвижный элемент располагается на колоннах (стойках) и при измерении датчик касания перемещается по всем координатам.
В принципе, мостовые КИМ аналогичны по конструкции портальным машинам с неподвижным порталом.