Машиностроительный комплекс. Машиностроительный комплекс является самым сложным по своей производственно-отраслевой и организационно-управленческой структуре, он включает машиностроение (в том числе энергетическое машиностроение, станкостроение и инструментальную промышленность, приборостроение, транспортное машиностроение, тракторостроение, сельскохозяйственное машиностроение, производство технологического оборудования) и металлообработку. В зависимости от технологических особенностей производства выделяют тяжелое, общее, среднее, точное и сложное машиностроение, различающиеся материалоемкостью, трудоемкостью и наукоемкостью.
Машиностроение — важнейшая отрасль экономики России, от уровня развития которой в той или иной мере зависит состояние всех других отраслей. Машинотехническая продукция, являясь основным видом средств производства, остается структурно определяющим фактором развития любой экономики. В 1990-е годы объем производства в отрасли резко сократился, ее доля в структуре промышленного производства упала, в настоящее время она составляет 20,5% (на 2002 г.). При этом доля машиностроения в структуре занятости выше — около 35% от численности промышленно-производственного персонала. Снизилась конкурентоспособность отечественного машиностроения не только на мировом, но и на внутреннем рынке. Невысокая инвестиционная привлекательность машиностроительного комплекса ограничивает его развитие в условиях рыночной экономики.
|
|
Машиностроительные предприятия — необходимое звено любого промышленного комплекса. При этом в отрасли крайне высок уровень концентрации: свыше 50% его продукции дают всего 10 регионов: Самарская область, Москва и Московская область, Нижегородская, Ульяновская и Челябинская области, Татарстан, Санкт-Петербург, Свердловская и Новосибирская области. Характерной особенностью машиностроительного комплекса является широкое развитие межотраслевых и внутриотраслевых связей в рамках производственного кооперирования, распространение интеграционных структур. В отрасли созданы многочисленные производственные и научно-производственные объединения.
Для машиностроительного комплекса характерна достаточно глубокая специализация, в том числе предметная, подетальная и технологическая. Это вызывает увеличение числа предприятий-смежников, расположенных в других городах и регионах, усложнение связей. Велика роль машиностроения в деконцентрации производства и населения путем перераспределения производственных мощностей и рабочей силы внутри урбанизированных ареалов. С точки зрения рационального использования трудовых ресурсов подетально и технологически специализированные предприятия выгодно размещать в небольших городах и поселках городского типа с более дешевой рабочей силой. Самые широкие связи по сбыту готовой продукции имеют отрасли предметной специализации.
|
|
Российское машиностроение недостаточно сбалансировано по структуре производства, его специализация не всегда ориентирована на удовлетворение внутренних потребностей регионов, что вызывает дополнительные затраты на транспортировку. Так, основная часть продукции машиностроения, производимая в восточных районах, вывозится в европейскую часть, в то же время 60% потребностей восточных районов в машиностроительной продукции удовлетворяется за счет ее ввоза.
Металлургический комплекс. Металлургия относится к числу важнейших базовых отраслей экономики и занимает видное место в промышленном производстве России, выпуская 18,6% промышленной продукции (данные за 2002 г.). В металлургическом комплексе занято около 10% промышленно-производственного персонала. Это в значительной степени экспортно-ориентированная отрасль, в середине 1990-х годов Россия вышла на первое место в мире по экспорту металлопродукции. Металлургический комплекс включает отрасли черной и цветной металлургии. Помимо выплавки металлов и производства готового проката отрасль включает также добычу и обогащение руд. В территориальном аспекте отдельные стадии металлургического производства могут быть расчленены.
Концентрация производства в цветной металлургии крайне высока: на 10 ведущих регионов приходится почти 80% объема производства отрасли. На первом месте по выпуску цветных металлов находится Красноярский край, на втором — республика Саха (Якутия), на третьем — Свердловская область. Эти три региона обеспечивают производство свыше 50% продукции отрасли. Организация производства тяжелых цветных металлов (меди, свинца, цинка и др.) характеризуется комбинированием и кооперированием с другими отраслями (например, с химическими производствами, промышленностью строительных материалов). Основной регион выплавки тяжелых металлов — Урал. Наиболее сложные территориальные сочетания различных производств возникают в процессе выплавки легких цветных металлов.
В 1990-е годы произошли существенные изменения в территориальной организации алюминиевой промышленности. В настоящее время два крупнейших производителя — Красноярский и Братский алюминиевые заводы контролируют свыше половины отраслевого объема производства, еще два — Саянский и Новокузнецкий заводы стремятся к доминирующему положению в отрасли. Остальные предприятия не играют существенной роли. Уральские алюминиевые заводы практически неконкурентоспособны вследствие неудачного размещения — с ориентацией на сырье (бокситы), а не на дешевую электроэнергию.
Черная металлургия полного цикла (производство чугуна, стали и готового проката) обладает большим районообразующим значением, так как притягивает многие производства тяжелой промышленности: металлоемкое машиностроение, теплоэнергетику, промышленность строительных материалов, химическую промышленность и др. В качестве трудозамещающих отраслей в центрах, где расположены комбинаты, формируются легкая и пищевая промышленность. Полный металлургический цикл требует больших транспортных потоков, поэтому в районах размещения комбинатов развивается транспорт, который является важным системообразующим фактором ТОН. Таким образом, основной формой ТОН в районах концентрации черной металлургии полного цикла являются городские агломерации на базе промышленных узлов.
|
|
Крупные комбинаты черной металлургии сосредоточены в следующих центрах: Новокузнецк, Череповец, Магнитогорск, Челябинск, Нижний Тагил, Новотроицк, Тула, Липецк и Старый Оскол. Эти города относятся к категории крупных, являются ядром городских поселений. Территориальная организация населения в районах добычи железной руды также характеризуется преобладанием взаимосвязанных городских поселений на базе промышленных узлов. Например, в Курской области видное место занимает Железногорский промышленный узел, в Белгородской — Старооскольско-Губкинский. Передельные металлургические предприятия обычно дополняют производственный профиль городов. Передельная металлургия развита в машиностроительных районах и центрах с ориентацией на потребителя.
Характерной особенностью российской металлургии является преобладание крупных предприятий и развитие интеграционных процессов. Многие комбинаты и заводы входят в состав холдинговых компаний и финансово-промышленных групп. Например, в состав ФПГ включены такие промышленные гиганты, как Магнитогорский, Западно-Сибирский, Орско-Халиловский металлургические комбинаты, Красноярский алюминиевый завод, Челябинский трубопрокатный завод. Велико влияние отрасли на региональное развитие. Например, металлургический комбинат в Череповце стал основным фактором, повлиявшим на то, что именно этот город, а не областной центр является экономическим центром Вологодской области.