Лидеры стран мира по уровню развития машиностроения

Мировые лидеры машиностроения

Машиностроение лидирует среди других отраслей промышленности в использовании высоких технологий. Машиностроение играет главную роль в распространении передовых машин, оборудования и производственных процессов в других отраслях экономики.

Примерно с 1970-х годов машиностроение стало лидировать среди других отраслей промышленности в развитии и использовании высоких технологий. Производя машины, оборудование и комплектующие для них, эта отрасль имеет также тесные связи со сферой услуг. Все это вносит вклад не только в повышение производительности, но и в сокращение издержек производства.

Треть продукции машиностроения оснащает другие сегменты отрасли, такие как электронное машиностроение, автомобилестроение, производство медицинского оборудования, производство инструмента и т. п. Существует, например, целая группа производств, которые специализируются на автомобильной промышленности и выпускают компоненты, необходимые для функционирования транспортного оборудования.

Машиностроение подвержено комплексу определенных экономических показателей. Оно сильно зависит от инвестиционной активности компаний, покупающих машины и оборудование. Такая односторонняя зависимость постоянно подвергает машиностроение циклическим изменениям спроса. В результате машиностроение лавирует между кризисов и экономических подъемов.

Крупнейшими мировыми центрами машиностроения в настоящее время являются Европейский союз, Китай, США и Япония.

Показатели ЕС Китай США Япония
Валовой объем выпуска, млрд долл. 502,1 480,6 221.6 151,9
Условно-чистая продукция, млрд долл. 157,5 161,4 103,0 66,2
Число занятых, тыс. чел.        
Уровень производительности (учп/занятые, долл.)        
Удельные трудовые издержки (учп на 1 долл. трудовых издержек, долл./долл.) 0,61 0,14 0,44 0,34

Европейский союз остается пока крупнейшим мировым центром машиностроения по общему валовому выпуску продукции. Однако не отстает от него Китай, который за последние 10 лет вырвался в число лидеров, а по произведенной условно-чистой продукции даже занял первое место в мире. В этот же период среднегодовые темпы прироста выпуска машиностроительной продукции в ЕС составили лишь 1,1%, а в США и Японии даже наблюдалось падение (на 1,1 и 3,1%).

Если занятость в отрасли в 2000 – 2012 гг. сокращалась в развитых странах (в США – на 2,6% в год, в Японии – на 3,3%, в ЕС – на 1,5% в год), то в Китае она росла ежегодно на 5,8%, достигнув 6 млн чел. и тем самым в два раза превысив показатель занятости в странах Евросоюза. Это иллюстрирует общий процесс переноса машиностроительных мощностей с Запада на Восток. Особенность в том, что удельные трудовые издержки в Китае в два раза ниже, чем в Японии, в три раза ниже, чем в США, и почти в пять раз ниже, чем в Европейском союзе.

Конкурентные позиции европейских стран в области машиностроения слабые, а также имеют более низкий показатель производительности труда, который составляет 54 тыс. долл. (в США – 91 тыс. долл., в Японии – 97 тыс. долл.). Экономика, которая проводится в странах, входящих в ЕС, формирует показатель производительности труда. Однако даже в ведущей стране Западной Европы – Германии производительность труда в машиностроении составляет только 70 тыс. долл.

Хотя Китай пока продолжает отставать от других мировых центров машиностроения по производительности труда (50% от уровня ЕС), ежегодные темпы прироста этого показателя в 2000 – 2012 гг. составили более 10%, в то время как в ЕС – 1,5%, США – 0,8%, а в Японии наблюдалось падение. По нынешнему уровню производительности труда в машиностроении Китай можно сравнить с такими странами, как Польша, Чехия и Словакия, где трудовые издержки существенно выше китайских.

Усиление позиций Китая в качестве ведущей машиностроительной державы выразилось и в резком повышении его удельного веса в мировой торговле продукцией данной отрасли. Этот показатель всего за 12 лет вырос с 3% в 2000 г. до 13% в 2012 г. Доля США в мировой торговле за тот же период снизилась с 25 до 17%, а Японии – с 21 до 16%. И лишь позиции Европейского союза остались достаточно прочными: на него в конце 2000-х годов приходилось 37% глобальной торговли машиностроительной продукцией, что на три процентных пункта выше уровня 2000 г.

Германия является по уровню развития машиностроения одной из ведущих стран мира и крупнейшей державой Западной Европы.

Машиностроение занимает ведущее положение в структуре промышленного производства. На него приходится около 50% занятых в сфере промышленного производства. В структуре вы­пуска центр тяжести стал перемещаться от производства тради­ционной продукции в область научно-технических производств. Ведущее место занимают автомобильная промышленность, об­щее машиностроение и станкостроение. Их положение во многом зависит от спроса на внешнем рынке. Германии по отдельным видам производства обрабатывающей промышленности принадлежат ведущие места в мире. В настоящее время одной из опорных отраслей экономики Герма­нии является автомобилестроение. Оно ориентировано на внешние рынки, а потому многопрофильно и многоукладно. Автомобилестро­ительные заводы сконцентрированы в землях Баден-Вюртемберг «Audi AG», Нижней Саксонии «Volkswagen», Гессене «Adam Opel AG», Баварии «Bayerische Motoren Werke AG».

Компаниям в стране предоставлены очень благоприятные условия для исследований и разработок, производства важнейших технических компонентов. Созданная в Германии инфраструктура, включающая налоговые льготы, признана экспертами Евросоюза в качестве «наилучшей практики». Тем не менее машиностроительные компании сталкиваются с проблемами структурных сдвигов и высокой заработной платы. Традиционно в этой отрасли делался упор на производстве внутри страны в рамках одной корпорации. В 1990-х годах ситуация стала меняться. Многие компании превратились в глобальных игроков, имеющих производственные площадки на наиболее важных зарубежных рынках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: