1. Философия Древней Руси. Важнейшим событием, определившим становление русской философской мысли явилась христианизация Руси (в 988 г.). Дальнейшая эволюция ее проходила под культурным влиянием Византии как центра православия, ставшего в России господствующей религией. Первые литературные памятники Руси XI—ХП вв.исходили из среды духовенства и выражали христианское миропонимание. Крупнейшие литературные памятники киевского периода — “Повесть временных лет”, “Поучение” Владимира Мономаха, “Моление” Даниила Заточника, “Слово о полку Игореве” и другие.
Произведения Илариона Киевского (“Слово о законе и благодати”, “Молитва”, “Исповедание веры”). В них автор пытается осмыслить ход мировой истории, ее направленность, классифицирует этапы исторического пути, который неизбежно должны пройти все народы. Философская проблематика содержится и в “Изборнике” Святослава. Митрополит Макарий в течение 20 лет составил и опубликовал свод книг “Четьи Минеи” (12 книг, предназначенных для чтения в течение года).
2. Основания выделения нац. типа: 1) «по крови»; 2) «по почве». 1) «по крови» - нац. тип определяется единством генетич., антропологич. черт; 2) «по почве» - н ац.тип опред-ся единством культуры, территории проживания, языка, истории, традиции.
Черты русск. нац. типа:
1) единство противоположностей - восточного и западного начал. С одной стороны – аскетизм, с др. - язычество. Совмещ-ся аскетизм (строгий образ жизни с отказом от жизн.условий) и монашество (монашеская жизнь, монаш. обет). Крайности язычества (религия, основанная на поклонении многим богам, идолопоклонство, стремление к первичным потребностям) совмещается с крайностями богопочитания. Легко впадает в крайности: стремление к Богу совмещ-ся с атеизмом. Всечеловечность – с национализмом (абсолютизацией роли собствен. нации). (Необходимо больше человечности и будет меньше фашизма). Отсюда - противоречивое отн-е к нам людей Запада: их любовь совмещается с ненавистью (чувством вражды и отвращения).
2) стремление к бесконечности, транцендированию (выход за границы данного, действительного). Рус. чел-к – чел-к не культуры, но Откровения.
3) Мессианизм. Мессия – Иисус Христос, богочел-к. Мессионизм - стремление осущ-ть миссию, высшее предназначение. Высшая задача - спасения чел-ва. Источник месс-зма - комплекс неполноценности, невротич. корни. (Формы месс-зма – еврейский, исламский, русский, совр. американский)
Исихазм (исихия - спокойствие, молчание). Возн-ет в 12-14 в. в Византии. Осн. идея - постижение Бога в молчании и тишине. Понимание Бога как света. Просвещение - приобщ-е к этому свету. Постоянное произнесение молитвы христовой. Повторение имени Христа - путь спасения. Молчаливое созерц-е Бога. Словесная молитва - начальная ступень
2. Исихазм. С XII века велико влияние исихазма (греч. исихия - молчание) ~- богословского учения, основанного византийским богословом в философом Григорием Паламой.
А) В соответствии с евангельской традицией, Палама называет Христа Светом, а его деятельность — просвещением. В дискуссиях о природе Фаворского Света На горе Фавор ученикам Христа был явлен несотворенный Свет как посредник между верующим и божественной сущностью, как критерий божественности Иисуса).
Б) Бог постижим. Бог является человеку через энергию сущностей.
Иосифляне и нестяжатели: Иосифляне (стяжатели) - церковь должна быть богатой и подд-ть полит. власть. Полит. власть - защищает церковные, монастырские землевладения. Нестяжатели - в основе церкви должен лежать аскетеизм (строгий образ жизни с отказом от удовольствий), личный труд монаха. Церковь д. б. евангельской – нестяжательской, д. отказаться от землевладения и богатств.. Эксплуатация противоречит евангельскому принципу любви.
Концепция Москва – 3-й Рим: абсолютизация роли рос. православия. в мире Оно явл-ся источником духовности, спасения др. народов. Москва унаследовала духов. и полит. роль Рима. Подчеркивается мировое значение России. (Христианство вводится римским императором Константином а 325 г. н. э.).