Законодательство в области обращения с отходами

Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов представляет собой сложную и многоплановую проблему. Решение ее сопряжено с регулированием взаимоотношений человека и природы, подчинением их определенной системе законоположений, инструкций и правил. В нашей стране такая система установлена в законодательном порядке.

Конституция Российской Федерации (ст. 9, ч. 1) предусматривает, что земля и другие природные ресурсы в РФ используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Так же ст. 42 Конституции закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу.

В соответствии со статьей 4 п.1 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» «право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались» и п.2 «Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов».

В соответствии со статьей 11 вышеупомянутого закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны:

- соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека;

- разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства);

- проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;

- проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов;

- предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;

- соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;

В соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности. На опасные отходы должен быть составлен паспорт.

Так же природопользователи обязаны соблюдать условия транспортировки отходов 1-4 класса опасности в соответствии с требованиями санитарного законодательства

В соответствии со статьей 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию. (в части не противоречащей ФЗ № 99 от 04.05.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности")

В соответствии со статьей 23 федерального закона 89 «Об отходах производства и потребления», ст.16 федерального закона № 7 «Об охране окружающей среды» и ст. 28 федерального закона № 96 «Об охране атмосферного воздуха» - индивидуальные предприниматели и юридические лица в результате деятельности которых образуются отходы, обязаны осуществлять плату за размещение отходов. Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение ОС определен постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение ОС." «Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды. Утв. Минприроды РФ 26 января 1993 г. (с изменениями от 15 февраля 2000 г.) и Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления»

В соответствии со статьей 26 Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают, согласовывают с органами исполнительной власти субъектов РФ и организуют и производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона «Об охране окружающей среды» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов в соответствии с приказом № 721 от 01.09.2011 г. «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами»

Статистический учет в области обращения с отходами осуществляется по форме 2-тп (отходы). В соответствии с постановлениями Росстата от 30 декабря 2004 г. № 157 «Об утверждении статистического инструментария для организации Ростехнадзором статистического наблюдения за отходами производства и потребления» и от 17 января 2005 г. № 1 «Об утверждении Порядка заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления»».

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 10.11.2010 г №591 «Об утверждении порядка ведения регионального кадастра отходов производства и потребления Самарской области» природопользователями предоставляются сведения об объектах размещения отходов, об образовании и движении отходов, о технологиях использования и обезвреживания отходов. Порядок представления данных определен Приказом Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области от 30.12.2010 № 433 «О региональном кадастре отходов производства и потребления Самарской области».

Помимо вышеперечисленного юридические лица осуществляющие деятельность в области обращения с отходами предоставляют отчетность в соответствии с приказом Минприроды России от 16 февраля 2010г. №30 "Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)"

Схематично порядок и сроки представления отчетности отражены на схемах № 1 и № 2

Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


1.2 Общие сведения о предприятиях


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: