2.5. Обратите внимание на проблему субъекта и объекта познания.
В истории философии объект и субъект познания всегда полагались ключевыми элементами познавательного процесса, но при этом представления о сущности собственно познавательного процесса напрямую связывались с представлениями о характере связи между субъектом и объектом.
КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ | Первая традиция | Объект подлинного знания изначально задан субъекту. Он определяет и направляет познавательную деятельность субъекта. Познание как процесс припоминания. |
Вторая традиция | Субъект изначально задан. Он несет в себе основные объективные характеристики. В субъекте все рассчитано на воспроизведение в своих структурах мирового порядка. Познание как конструирование. | |
НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ | Субъект в процессе познания привносит от себя в объект свой эффект. Познание как истолковывание, интерпретация. | |
ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ | Провозглашается смерть субъекта. Познающее Я само по себе есть не более, чем текст, сотканный из культурных универсалий, кодов и интерпретационных соглашений. Фактически ни в филогенетическом, ни в онтогенетическом плане человек не существует до языка, - в познавательной плоскости это значит, что язык учит нас понимать человека, а не наоборот. | |
ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ | Субъект в процессе познания воздействует на объект, изменяет его и при этом изменяется сам. Познание есть «свернутая» форма человеческих предметных действий в мире. |
Определите основные составляющие проблемы истины в философии.
|
|