Появление представления о самом себе

Ребенок в раннем возрасте поглощен не только близкими людьми и внешним миром, но и собственной персоной. Он неустанно исследует себя.

Уже годовалый ребенок имеет некоторое представление о себе, об отдельных частях собственного тела. Он их трогает, рассматривает, может правильно указать, где у него глаза, уши, нос. Однако представления о себе ещё обобщены, нет схемы собственного тела, он даже не узнает себя в зеркале.

Себя в зеркале, на фотографиях и в рисунках дети начинают узнавать после 1,5-2 лет, и это узнавание значительно запаздывает, если специально не обучать ребенка восприятию своего отражения, если взрослый не помогает ему распознавать предметы на картинках, в книжках и т.д.

Узнавание себя - простейшая, первичная форма самосознания.

К 3-м годам ребенок, узнавая себя в зеркале, проявляет некоторую обеспокоенность по поводу того, кто же реален – он сам или его изображение. В это время появляются игры перед зеркалом гримасничанья, переодевания и т.д., что знаменует собой новый этап в самоидентификации – отождествления себя с разными изображениями и формирование представлений о себе настоящем.

Но изображения себя в более раннем возрасте всё ещё представляют для ребенка трудность: в кинофрагментах 2,5-3-летний ребенок узнает местность, знакомые вещи и людей, но не узнаёт себя или узнаёт через своеобразное «удвоение» (в речи ребенка в этих ситуациях появляются своеобразные обороты: «Вот Петя», «Тот Петя», «Это Пети»).

В 3 года и позже ребенок интересуется всеми возможными способами подтверждения реальности собственного «Я»: он много рассматривает себя, производя «по своему хотению» разные действия пальцами, руками, ногами. В это время наблюдается даже выделение и психическое одушевление частей собственного тела; в игре ребенок познает свою волю над частями тела и самим собой.

Дети могут играть со своей тенью. Тень занимает не постоянное, но особое место в представлении ребенка о себе – она расширяет его пространственную представленность. Однако это происходит лишь во время игры и уходит из поля внимания ребенка, как только он перестает играть своей тенью.

4. Собственное имя.

Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя - сначала по имени, в 3-м лице: «Тата», «Саша». Потом к 3-м годам появляется местоимение «Я».

В раннем детстве имя для ребенка:

- является показателем его индивидуальности, отличие от другого человека;

- выступает средством идентификации с другими людьми, подчеркивая принадлежность ребенка к полу, семье, национальности;

- обращение к ребенку по имени – демонстрация для него положительного отношения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: