Дошкольный возраст

P Беседы по литературным произведениям.

P Заучивание стихотворений.

P Пересказ художественный произведений расширяют опыт ребенка.

P В среднем и старшем дошкольном возрасте запоминанию литературных произведений помогает опора на представление-картинку, отражающую основное содержание текста, так как ведущей является образная память.

P Наблюдение. В раннем и дошкольном детстве особую роль в развитии непроизвольной памяти играют наблюдения. Направляя внимание малыша на разные стороны объектов, организуя деятельность детей по их обследованию, воспитатель обеспечивает формирование полного и точного образа памяти.

P Включение материала для непроизвольного запоминания в целенаправленную предметную и познавательную деятельность.

P Развитие интеллектуальных чувств (удивление, удовлетворение от сделанного открытия, восхищение, сомнение), что обеспечивает возникновение и поддержание интерес к объекту запоминания.

P Однако слишком эмоциональный материал оставляет в памяти смутные, расплывчатые образы. Так, если после просмотра спектакля ребенок вспоминает только одну-две реплики, это говорит не о его плохой памяти, а об эмоциональной перегрузке. Чтобы малыш не забыл материал, необходимо создавать ситуации для его использования во время игры, беседы, рассматривания картинок и т.п., побуждать ребенка активизировать свой опыт.

P Важнейшим средством, обеспечивающим непроизвольное запоминание и воспроизведение, накопление опыта жизнедеятельности, общения, познания, выступает режим дня. Взрослый, организуя жизнь ребенка, помогает ему выполнять одни и те же действия в повторяющихся ситуациях в одно и то же время.

P Развитие произвольной памяти дошкольника происходит, когда взрослый побуждает ребенка к: а) сознательному воспроизведению своего опыта в игре, продуктивной и речевой деятельности; б) при пересказе, заучивании, рассказывании, сочинении историй и сказок, т.е. ставит цель «вспомни». Важно, чтобы требование запомнить было вызвано потребностями той деятельности, в которую включен дошкольник. Ребенок должен понимать, зачем нужно запоминать. Использование усвоенных знаний должно следовать вскоре за запоминанием.

P Важный момент в развитии произвольной памяти старших дошкольников -
обучение логическим приемам запоминания. Ведь именно 5-6-летние дети впервые
принимают указания, как надо запоминать.

Овладение приемами запоминания зависит от следующих условий:

- степени освоения соответствующих мыслительных операций;

- содержания и характера материала;

- характера обучения. Только при его организации запоминание становится

- логическим;

- наличия потребности в правильном и точном запоминании и припоминании,

- стремления проверить его результаты. Проявление: дети уже могут самостоятельно осуществлять, хотя и в очень простых формах, мыслительную переработку материала.

Воспитание логической памяти предполагает: развитие умения анализировать, выделять в предметах определенные свойства, признаки, сравнивать предметы и явления между собой; осуществлять обобщения, объединяя различные объекты по каким-либо общим признакам, классифицировать предметы и явления на основе произведенного обобщения; устанавливать смысловые связи.

Развитию произвольной памяти способствует дидактическая игра. Она создает действенную игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения деятельности, а также дает взрослому возможность руководить мнемической деятельностью, не вставая в открыто дидактическую позицию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: