Условия успешного формирования познавательной активности в детском саду и семье

I. Преодоление жестких рамок регламентированного обучения на занятиях.

Мышление ребенка развивается в разных видах деятельности (игре, продуктивных видах деятельности). Взрослый учит: обследовать предмет; планировать действия; использовать мерки, т.е. действовать с числами, знаками, моделями; использовать символы, знаки; приобретать знания в системе; выявлять общие связи и закономерности явлений; обобщенным формам рассуждений; решать задачи практические и познавательные.

Обучение необходимо строить так, чтобы оно: 1) совершенствовало способы мышления, помогало приобретению новых его типов; 2) изменяло и расширяло круг мыслительных задач.

В общении со взрослыми (внеситуативно-познавательная форма) – формируется знаковая функция сознания, что связано с развитием связной речи. Это придает мышлению: обобщенный и осознанный характер; усваивается система знаний и понятий; осуществляется переход внешних действий во внутренние (интериоризация); учит детей думать, рассуждать, предпринимать попытки разрешить возникший вопрос, что, в свою очередь, формирует самостоятельность мышления, пытливость ума.

Необходимо отвечать на вопросы детей правильно, учитывая доступность понимания; кратко, без подробностей; но предоставлять возможность ребенку с помощью взрослых, сверстников или самостоятельно найти требуемый ответ, а не торопиться давать знания в готовом виде.

Равнодушное отношение к вопросу ребенка снижает его познавательную активность. Необходимо побуждать детей спрашивать.

II. Широкое использование дидактических игр.

II. Включение ребенка в самостоятельную познавательно-практическую деятельность. Необходимо научить ребенка сравнивать, обобщать, анализировать путем организации наблюдения, экспериментирования, ознакомления с художественной литературой. Если побуждать ребенка подробно, развернуто объяснять явления и процессы в природе, социальной жизни, то рассуждения превращаются в способ познания и решения интеллектуальных задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: