Полоролевое развитие и половая идентификация

Понятие о половой идентификации и половом развитии. К числу наиболее очевидных оснований для выделения групп людей относится половая принадлежность. Анатомические различия, очевидные уже при рождении, увеличиваются от дет­ства к взрослости; параллельно с анатомическим развитием формируется «Я-образ», специфический для каждого пола.

Психологический пол - совокупность определенной сексуальной идентичности, т.е. чувство и осознание своей половой принадлежности. Проявление совокупности признаков того или иного пола может быть определено через понятия фемининности (набор свойств и качеств, принадлежащих женскому полу) и маскулинности (набор свойств и качеств, принадлежащих мужскому полу). Данные половые различия могут проявляться на различных уровнях развития личности: биопсихическом, психологическом, социально-психологическом, социальном.

Половая идентификация - это отождествление себя с представителями определенного пола, переживание себя как мальчика или девочки, проявляющееся в единстве поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли. В результате процесса половой идентификации биологически данный пол в ходе социализации оказывается заданным, что приводит к осознанию субъектом собственной половой принадлежности, формированию половой идентичности и соответствующих данной культуре полоролевых ориентаций и образцов поведения.

Таким образом, понятие «половая идентификация» включает:

Ø отождествление своего "я" чужому, принятому за "образец" или "эталон" (заимствование манеры поведения и ряда личностных черт);

Ø привязанность к объекту, с которым индивид себя идентифицирует, "вживание" его в образ и готовность к эмоциональному сопереживанию;

Ø сравнительная легкость осуществления идентификации за счет использования готовых поведенческих и эмоциональных стереотипов;

Ø необходимость признания принадлежности индивида к данному полу другими личностями.

В норме половая идентификация протекает естественно, как само собой разумеющееся и не требует активности сознания (А.И Белкин). Половая идентификация обретает психологический смысл для личности, лишь будучи включенной в ее деятельность, особенно в совместную деятельность с другими. Отсюда можно определить задачу педагогов - обеспечить условия для нормального развития половой идентификации.

На начальных этапах полового развития выделяются три процесса половой идентификации: 1) ребенок узнает, что существует два пола; 2) он включает себя в одну из двух категорий; 3) на основе самоопределения руководит своим поведением, выбирая и предпочитая его формы.

Первичная половая идентичность, т.е. знание своей половой принадлежности, складывается обычно уже к 1,5 годам и является наиболее устойчивым, стержневым элементом самосознания. 2-хлетний ребёнок знает свой пол, но ещё не умеет обосновать свой вывод. Он зачастую неспособен чётко определить пол ребёнка на фотографии, изображающий его (её) самого; такая способность обычно появляется только к 2,5 годам.

В возрасте 2-х или 3-х лет у детей начинает появляться понимание роли полов, внешних проявлений принадлежности к мужскому и женскому полу, как членов собственной семьи, так и других людей. По-видимому, вначале ребёнок ориентируется по отдельным, случайным признакам типа «мама не курит трубку» или «папа не красит губы». Однако начинающий ходить ребёнок понимает больше, чем может выразить словами. Скорее всего, умение различать пол людей развивается в процессе наблюдения за разнообразными формами поведения окружающих.

Половая самоиндентификация, т.е. осознание себя существом мужского или женского пола определять, окончательно формируется примерно к 3-хлетнему возрасту. Этому, вероятно, способствует приобретение речевых навыков, которые позволяют ребёнку идентифицировать себя в новом качестве и проверять свою способность правильно определять половую принадлежность, используя такие местоимения, как «он» или «она» применительно к другим людям.

К 3-4 годам ребёнок ясно различает пол окружающих его людей, но часто ассоциирует его со случайными внешними признаками, вроде одежды и стрижки волос, и допускает принципиальную обратимость, возможность изменения пола. К этому возрасту, дети отождествляют себя с представителями своего пола: «Я – мальчик», «Я – девочка». Половая принадлежность ассоциируется у них с определенными соматическими (образ тела, включая гениталии) и поведенческими свойствами, но приписываемое им значение и соотношение таких признаков могут быть различными. Младшие дошкольники ещё предполагают, что, вырастая, могут стать лицами противоположного пола. До 5-6 лет они часто не понимают, что пол нельзя изменить как одежду, причёску или род занятий (некоторые дети думают, что если надеть платье девочкам, то мальчик превратится в девочку). Дошкольник вполне может поинтересоваться у своего отца, кем тот был – мальчиком или девочкой, когда был маленьким. В 6-7 лет дети окончательно осознают необратимость половой принадлежности, они достигают ступени, которую можно назвать «константность пола».

Принятие и освоение индивидом определенной половой роли дает ему половую идентичность, с которой в дальнейшем соотносятся полоролевое самосознание и полоролевое поведение личности.

Полоролевое самосознание – это система знаний, личностных смыслов и значений, которые одновременно формируют переживание человеком своего бытия как представителя пола.

Половая идентичность и половая роль взаимосвязаны, но не тождественны: половая роль соотносится с системой нормативных предписаний культуры, а половая идентичность – с системой личности. У детей половые роли и идентичность формируются в динамике развития и социализации.

Таким образом, психосексуальное развитие - результат половой социализации, в ходе которой индивид усваивает определенную половую роль и правила сексуального поведения. Решающее значение, как полагает Кон И. С., здесь имеют социальные факторы: структура деятельности, взаимоотношения со значимыми другими, нормы половой морали, возраст и типичные формы раннего сексуального экспериментирования, нормативное определение супружеских ролей и т.д.

Половое развитие в детстве. Существуют различные мне­ния за рубежом о том, что способствует развитию психических раз­личай у детей разного пола (Маккоби, Джекмен, Кохи и др.). В России и Республике Беларусь этим вопросом занимаются И.С.Кон, Т.А.Репина, В.С.Мухина, Я.Л.Коломинский.

Усвоение ребёнком женских или мужских моделей поведения происходит под влиянием родителей, воспитателей, окружающей среды, средствами массовой информации, сверстниками, под влиянием национальных ролевых стереотипов.

Полоролевые стереотипы – это укоренившиеся, твёрдые представления людей в определённой культуре о том, каким должно быть поведение мужчины и женщины.

Полоролевая социализация включает в себя три компонента: «развитие представлений о себе, как о представителе определенного пола, возникновение полоролевых предпочтений и ценностных ориентаций, а также форм поведения, соответствующего полу" (Л.А. Арутюнова). Ведущими механизмами полоролевой социализации можно считать половую идентификацию.

Процесс половой социализации начинается в семье. Наблюдения за поведением родителей или старших братьев и сестер, а также средства массовой информации, прежде всего телевидения, являются важными источниками, где дети черпают знания о роли пола. Уже к 4-хлетнему возрасту образуется довольно устойчивый стереотип, соответствующий полу ребёнка, формируются первые представления о мужской и женской социальной роли.

Полоролевое поведение – поведение, свойственное человеку определенного пола при выполнении им различных социальных ролей. И.С. Кон справедливо отмечает: там, где нет соответствующих условий для нормального протекания половой социализации, особенно для мальчиков (например, в семье, где сына воспитывает одна мать, или в детских домах), процесс социализации нарушается. Если отец покинул семью до того, как его сыну исполнилось 5 лет, то сын впоследствии часто оказывается более зависим от своих сверстников, становится менее уверенным в себе, не формируется такое важное качество, как сдержанность, ему труднее выполнять социальные роли, соответствующие полу, чем мальчик из полной семьи. На девочек отсутствие отца сказывается, прежде всего, в подростковом возрасте.

Воспитание мальчиков и девочек не может быть успешным, если педагогом не учитываются психологические особенности пола детей. Анализируя природу этих различий, отечественные и зарубежные исследователи подтверждают взаимодействие факторов «биологического» (в первую очередь половые гормоны) и «социального» (особенности воспитания) характера. Однако ученым не удалось создать научно обоснованный психологический портрет мальчика и девочки на разных возрастных этапах. По мнению многих ученых (Д.В. Колесов, И.С. Кон, А.Р. Хрипкова и др.), наиболее точными являются данные о преобладании у женщин и девочек эмоционального начала, у мужчин и мальчиков – рационального, или более медленных темпах физического и психического взросления мальчиков по сравнению с девочками.

Психологические особенности пола дошкольников проявляются:

− в специфике поведения и деятельности детей;

− в общении со взрослыми;

− во влиянии коллектива сверстников на мальчиков и девочек;

− во влиянии на детей оценок других людей;

− в понимании личности другого человека;

− в интересах девочек и мальчиков и т.п.

Исключительно важным в половой социализации ребёнка является общество сверстников как своего, так и противоположного пола. В младших группах детского сада общение детей преимущественно смешанное. С переходом в более старшие группы изменяется тип общения детей, он дифференцируется, становится более «мужским» или «женским». Возникают две структуры в коллективе – структура мальчиков и девочек. Общение девочек более избирательное, игровые объединения более устойчивые. Их выбор в играх и общении настолько постоянный, что даже не изменяется на протяжении 2-3 лет. Чем младше девочки, тем более многочисленные игровые объединения они создают, но уже к старшей группе формируется женский тип общения: общение парное и эмоционально-интимное по содержанию. Среди девочек чаще возникают конфликты, разногласия их волнуют больше, чем мальчиков. В группе детского сада девочки больше, чем мальчики удовлетворены общением со сверстниками: они получают больше выборов, в том числе и взаимных.

Формы общения мальчиков отличаются следующими особенностями: они отдают предпочтение играм и общению с ровесниками своего пола, создают более многочисленные игровые объединения, но эти объединения менее стабильны. Мальчики и девочки часто не могут играть вместе. Они нередко проявляют, особенно девочки, настороженность к другому полу, волнение при необходимости контактов. Мальчики не всегда удовлетворены отношения со сверстниками своего пола.

Необходимо подчеркнуть, что эмоциональная атмосфера коллектива, созданная вокруг мальчиков и девочек, различная. Для девочек она более благоприятная. Они получают больше положительных оценок, их чаще хвалят, они более активные и аккуратные. Оценки окружающих взрослых создают для них более благоприятные условия. Конформность («примерность») девочек по сравнению со своеволием мальчиков часто лежит в основе того, что при конфликтах между ними педагог чаще становится на сторону девочек. Объясняется это незнанием специфики поведения мальчиков и девочек. Естественно, что больше шума создают мальчики. Многие нарушения дисциплины связаны с характером их деятельности. Они менее склоны придерживаться установленных рамок, границы, чаще их переступают. Причем, и это важно, не из сознательного стремления что-то нарушить, или неуважения к старшим, а из свойственного представителям мужского пола стремления к активной, преобразующей деятельности. В условиях строгой регламентации эти их особенности могут приводить к нарушениям норм поведения.

Различия между мальчиками и девочками проявляются и в том, что девочки склоны чаще обращаются к старшим. В аналогичных ситуациях чаще жалуются на мальчиков, чем мальчики на девочек. Это может вызывать ошибочные действия со стороны неопытных педагогов, потому что те, кто жалуются, непроизвольно воспринимаются как сторона обиженная, хотя это не всегда так.

Психологи подчеркивают также склонность девочек к опекунской деятельности (досмотреть, нянчить, заботиться и т.д.). Девочки вообще склоны поучать, наставлять, критиковать своих младших братьев или сверстников. Такого не наблюдается в отношениях старших братьев к своим сестрам или мальчиков к девочкам вообще. Склонность к опекунской деятельности, которую можно рассматривать, как проявление материнского инстинкта, находит отражение в выборе игрушек и характера игр. У мальчиков так же ярче выражено склонность к преобразующей и конструктивной деятельности. Отсюда интерес мальчиков к инструментам, орудиям труда, различным механизмам и приспособлениям.

Девочки значительно сильнее мальчиков реагируют на мысли об их другими людьми, более зависимы от них. Влияние оценок взрослых на мальчиков снижается раньше, чем на девочек. Девочки склонны поддаваться давлению взрослых чаще, чем мальчики. Они обладают большей критичностью, у них более занижена самооценка, чем у мальчиков. Девочкам достаточно осознания того, что так делать нельзя, они более дисциплинированы. Мальчикам такого внушения недостаточно. Они должны обязательно сами понять смысл и значение требуемого, для них важней «санкция ума» (потребность самим убедиться у необходимости определенных действий).

Во всех возрастных периодах для девочек характерно большая стабильность в понимании ровесников. Преобладание эмпатии у девочек можно объяснить материнским инстинктом, врожденными программами родительского поведения. Мальчики же обладают меньшими способностями понять другого человека, смысл мотивов его поведения.

Отрицательная оценка деятельности имеет для девочек большую значимость, а положительная оценка больше влияет на поведение мальчиков.

Круг интересов представителей мужского пола шире, чем женского. В соответствии с этим в их словарном запасе больше слов, которые обозначают отдельные предметы и общие понятия. В то же время девочки склонны к предметно-оценочной речи (существительные, прилагательные, отрицания и подтверждения). У девочек чаще наблюдается повышенная заинтересованность к своей внешности, они более чувствительны к ее оценке другими. Интересы мальчиков сосредоточены на технике, играх-соревнованиях, строительных, военизированных играх, в которых можно реализовать свои способности лидеров, потребность в двигательной активности.

Направленность интересов дошкольников отражается в тематике рисунков. В рисунках мальчиков старшего дошкольного возраста (по данным Т.А. Репиной, В.С. Мухиной) преобладает военная и индустриальная тематика. В психолого-педагогической литературе подчеркивается заинтересованность мальчиков к художественным произведениям героического содержания. Интерес к определенным сторонам окружающей среды. Мальчикам привлекают герои, наделенные чертами мужественности, смелости, силы, отваги. Чаще всего это представители мужских профессий (пожарники, полицейские, ковбои). Любимые же игры девочек – игры на семейно-бытовую тематику, любимая роль – роль мамы. Любимая игрушка – кукла. К концу дошкольного возраста в поведении девочек появляются такие характерные черты, как скромность, элементы кокетства. Кокетство – это комплексная произвольная реакция, в основе которой лежит стремление привлечь к себе внимание.

Есть мнения, что девочки «социальнее» и более эмоциональны, восприимчивы, внушаемы, менее решительны, чем мальчики. В случаях затруднений и конфликтов девочки чаще обращаются за помощью к взрослым. Им свойственная высокая исполнительность, терпеливость, но и большая обидчивость, самолюбие. Они острее воспринимают похвалу, поощрение, переживают неудачи, порицанию. У девочек ниже уровень самоуважения; слабо развита потребность в достижении; они лучше справляются с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики – с более сложными познавательными процессами, овладение которыми предполагает преодоление ранее усвоенных реакций. Девочки менее подвижны, не умеют быстро находить себе занятие вне привычных условий, не склонны к прогулкам без определенной цели. Девочки хорошо себя чувствуют на небольшой территории, предпочитают узкий круг близких подружек, стремятся к установлению атмосферы доброжелательности и согласия, чаще чем мальчики уступают друг другу. Девочек больше привлекает то, что расположено непосредственно около человека — дом, обстановка, окружение близких и знакомых людей. Их внимание сосредоточивается в пределах воспринимаемого и отражается в сознании более детально и тщательно. Девочки лучше приспосабливаются к повседневной жизни, они аккуратнее, внимательнее, спокойнее мальчиков, поэтому более «удобны» взрослым. Девочки предпочитают общаться с людьми эмоциональными, отзывчивыми, слабыми, младшими по возрасту. Речь девочек носит предметно-оценочный характер.

Мальчики смелее, изобретательнее, круг интересов их богаче и разнообразнее. На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков – среда. Мальчики испытывают большую, чем девочки, потребность в движении, поиске и изучении, поэтому не могут ограничиться маленькой территорией, они охотно осваивают вертикальное и горизонтальное пространство. Их интересуют предметы и явления удаленные от дома и повседневной жизни, поэтому мальчики обладают большей широтой мышления, способностью к сопоставлению, более широким кругозором, чем девочки. Мальчики предпочитают общаться с людьми активными, умеющими отстаивать свою позицию и убеждения и сами склонны занимать лидерскую позицию, пытаются подчинять других своим интересам часто с помощью силы и угроз.

За различиями в психике мальчиков и девочек, прежде всего, стоят особенности организации мозга. С этой точки зрения принципиальные типологические отличия детей можно отчетливо наблюдать, по крайней мере, по двум осям: видя в них мальчиков и девочек, и видя в них детей, у которых преобладает "правополушарный" или "левополушарный" тип мышления.

В дошкольном возрасте, мальчики как бы более правополушарны - они чаще склонны к образному мышлению, а девочки как бы более левополушарны, более речевые; у девочек больше развито слуховое, а у мальчиков – зрительное восприятие.

Наличие существенных психологических различий между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызывает сомнений. Однако данные на этот счёт, несмотря на огромное число исследований, недостаточны и часто противоречивы.

Одни исследователи полагают, что девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях: лучше развиты беглость речи, правописание, навык чтения, подбор речевых ассоциаций, кратковременная слуховая память; мальчики сильнее девочек в визуально-пространственных способностях; у мальчиков выше математические способности; мальчики лучше решают задачи, а девочки – примеры.

Таким образом, данные психолого-педагогических исследований свидетельствуют о наличии отдельных психических различий мальчиков и девочек, которые необходимо учитывать в интимном воспитании.

Учет половых различий в педагогическом процессе в детском дошкольном учреждении. Воспитывать одинаково мальчиков и девочек без учета их природных физиологических потребностей и различий — ошибочно, поскольку равноправие в образовании предполагает не отрицание и стирание этих различий, а возможность для более полной реализации личности.

В процессе взаимодействия с детьми различного пола следует учитывать следующие половые различия.

Девочки:

- более раннее созревание общих и психических функций, лучшее
развитие способности отличать, большая чувствительность к запа­хам, терпимость к боли, более тонкая тактильная чувствительность, большая подвижность пальцев рук;

- создание мотивации достигается только эмоциональным путем, т.к. физиологически доминантным у них является правое полушарие;

- предоставление новой информации должно быть в более медленном, размеренном темпе, при наличии устойчивых позитивных эмоций;

- обратная связь достигается путем многократного повторения типовых заданий для обеспечения устойчивого усвоения информации;

- игровые объединения их более устойчивые, отдают предпочтение
совместным играм, общение выборочное;

- они более активные и аккуратные;

- повышенный интерес к своей внешности, они более чувстви­тельные к ее оценке другими, сильней реагируют на мнение других людей, более зависимы от чужого мнения;

- соревновательные элементы желательно использовать как можно реже;

- актуализировать естественные возможности девочек к терпению, соучастию.

Мальчики:

- ходят они быстрее, чем девочки, владеют большим потенциалом физической силы: динамичные, выносливые

- лучше применяют свои знания в новых условиях, успешнее справ­ляются с числовыми манипуляциями и пространственными заданиями, отдают предпочтение новым путям в игровых и жизненных ситуациях;

- больше времени отводят одиночным играм, интересы их сосредото­чены на технике, на играх-соревнованиях, строительных играх, играх в войну;

- более активные, чаще нарушают дисциплину, шумят, менее склонны придерживаться установленных рамок, границ;

- ярко выражена склонность к преобразовательной, конструктивной деятельности; интерес к инструментам, орудиям труда, разнообразным машинам и механизмам;

- важно удерживать их подвижное и неустойчивое внимание как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности;

- создавать мотивацию путем предоставления возможности использования их индивидуальных задатков и способностей к логическому мышлению (физиологическая доминанта левого полушария у мужчин);

- предоставление новой информации требуется проводить в достаточно быстром темпе и желательно в боле широком спектре;

- полезны элементы соревновательности в игровой и практически-познавательной деятельности.

В качестве важнейшего условия эффективного воспитания дошкольников в процессе полоролевой социализации является ориентация воспитателей на создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность воспитания дошкольников в ходе полоролевой социализации: адаптированность девочки/мальчика к жизнедеятельности в ДОУ; эмоционально-комфортную и духовно-насыщенную атмосферу ДОУ; эстетизацию образовательного пространства ДОУ; атмосферу востребованности дружеских, партнерских взаимоотношений с детьми своего и противоположного пола, со взрослыми, взаимоуважения, сердечности, признания самоценности личности, индивидуальности ребенка; помощь девочке/мальчику в их затруднениях; способность к реализации междисциплинарного, целостного и ролевого подходов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: