Совокупное предложение: сущность, модели и факторы

Совокупное предложение – суммарная стоимость всех товаров и услуг, произведенных в экономической системе. То есть оно соответствует реальному объему национального производства при каждом возможном уровне цен.

Модель совокупного предложения (AS) графически может быть представлена линией, выражающей положительную зависимость между уровнем цен и реальным объемом совокупного выпуска, который производители готовы продать. Форма кривой AS отражает изменение издержек производства на единицу продукции в условиях изменения объема национального производства. В экономической науке ведется дискуссия по поводу природы и формы этой кривой. На ней выделяют три отрезка.

1) на горизонтальном (кейнсианском) отрезке изменение в объеме производства осуществляется при постоянных, или фиксированных ценах;

Таблица 4.2

Неценовые факторы и их влияние на спрос

Неценовой фактор спроса Составная часть совокупного спроса, на которую оказывается воздействие
Благосостояние потребителей С
Инфляционные ожидания потребителей
Налоги на доходы потребителей
Задолженность по потребительскому кредиту
Процентные ставки за кредиты I
Ожидаемые прибыли от инвестиций
Налоги на доходы предприятий
НТП, развитие технологии
Уровень производственных затрат
Избыточные мощности
Величина налоговых поступлений в бюджет G
Доля государственного сектора в экономике
Бюджетная политика
Величина национального дохода Xn
Валютные курсы
Предложение денег: Ms ↑ => r ↓ => AD↑ C, I

2) на промежуточном (восходящем) отрезке увеличение реального объема национального производства сопровождается ростом цен (собственно положительная зависимость предложения от уровня цен);

3) на вертикальном (классическом) отрезке изменяются только цены, а реальный ВНП остается неизменным.

Рис.4.3. Кривые совокупного предложения:

а – в краткосрочном периоде (кейнсианский отрезок);

б – в долгосрочном периоде (классический отрезок)

Точка Y1 означает потенциальный объем совокупного выпуска – ВВП (ВНП) при полной занятости и максимально эффективном использовании всех ресурсов.

Классическая школа признает только вертикальную конфигурацию этой кривой, а кейнсианская школа – ее горизонтальный и восходящий отрезки. Кейнсианский подход означает, что сдвиг совокупного спроса приводит не только к изменению номинального, но и реального объема совокупного производства, затрагивая тем самым и производство, и занятость (а вертикальный участок кривой AS характеризует полную занятость).

Подобно тому, как выделяют две группы факторов, определяющих динамику предложения (ценовые и неценовые), в анализе предложения различают две категории – «предложение» (иногда говорят «само предложение») и «величина предложения» (или «объем предложения»). Их различие представим в виде табл. 4.3.

Таблица 4.3

Характеристики совокупного предложения

«Совокупное предложение» «Величина совокупного предложения»
Определение:
Реальный объем совокупного выпуска, который производители готовы продать при разных уровнях цен Реальный объем совокупного выпуска, который производители готовы продать при определенном уровне цен
Графическое изображение:
Вся линия AS Точка на линии AS
Факторы изменений:
Неценовые факторы Изменения уровня цен
Графическое изображение изменений:
Сдвиг линии AS Движение точки по линии AS
Характеристика динамики:
Изменение предложения Изменение величины предложения

К неценовым факторам совокупного предложения относятся:

1) изменения в издержках – уровень цен на производственные ресурсы, величина производительности труда;

2) изменения в распределении прибыли – уровень налогообложения, степень государственной поддержки.

Эффект неценовых факторов связан с их воздействием на динамику издержек на единицу продукции при неизменном уровне цен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: