Совокупный спрос: сущность и факторы

Спрос – важнейшая экономическая категория, отражающая не только объективные потребности, но и субъективные устремления, не только рациональные решения, но и эмоциональные поступки потребителей. Неудовлетворенный спрос может стимулировать рост производства или спровоцировать рост цен; уменьшение спроса может вызвать структурные изменения в экономике или же кризис производства. Поэтому исследования спроса достаточно сложны и важны для экономики.

Совокупный спрос – стоимостная оценка суммарного объема потенциальных покупок всех произведенных товаров и услуг на всех рынках, или платежеспособная потребность. Т.е. он равен реальному объему национального производства, который готовы купить потребители при любом возможном уровне цен и складывается из:

§ потребительского спроса домохозяйств (C);

§ инвестиционного спроса фирм (I);

§ государственных закупок товаров и услуг (G);

§ чистого экспорта (Xn).

Графически модель совокупного спроса (AD) представляет собой обратную зависимость между объемом приобретаемого реального ВВП или ВНП (Y) и уровнем цен P (рис.4.2.):

Р

AD

Y

Рис. 4.2. Динамика совокупного спроса

Откладываемый по оси ординат уровень цен Р представляет собой индекс-дефлятор ВВП), измеряемый в долях (процентах) от уровня цен базово­го года, который принимается за единицу.

Данная обратная зависимость возникает вследствие трех причин:

1) эффект процентной ставки воздействует прежде всего на потребительские расходы (С) и инвестиции (I): повышение уровня цен приводит к росту номинального спроса на деньги Md иросту процентной ставки r, а следовательно, сокращению инвестиций, потребительских расходов и объема совокупного выпуска, на который предъявляется спрос:

P ↑ => Md ↑ => r ↑ => I ↓, С ↓ => AD↓.

2) эффект реального богатства или кассовых остатков воздействует прежде всего на потребительские расходы (С): повышение уровня цен приводит к снижению покупательной способности активов с фиксированной денежной стоимостью, а следовательно, снижению потребительских расходов и объема совокупного выпуска, на который предъявляется спрос:

P ↑ => реальная стоимость активов↓=> С ↓ => AD↓.

3) эффект импортных закупок воздействует на величину чистого экспорта (Xn): повышение уровня цен приводит к увеличению импорта и уменьшению экспорта, а следовательно, сокращению чистого экспорта и объема совокупного выпуска, на который предъявляется спрос:

P ↑ => Xn ↓=> AD↓.

В соответствии с количественной теорией денег величина совокупного спроса прямо пропорциональна количеству денег в экономике, помноженной на скорость их обращения и обратно пропорциональна среднему уровню цен: .

Подобно тому, как выделяют две группы факторов, определяющих динамику спроса (ценовые и неценовые), в анализе спроса различают две категории – «спрос» (иногда говорят «сам спрос») и «величина спроса» (или «объем спроса»). Их различие представим в виде таблицы.

Таблица 4.1

Характеристики совокупного спроса

«Совокупный спрос» «Величина совокупного спроса»
Определение:
Реальный объем совокупного выпуска, на который предъявляется спрос при каждом уровне цен Реальный объем совокупного выпуска, на который предъявляется спрос при определенном уровне цен
Графическое изображение:
Вся линия AD Точка на линии AD
Факторы изменений:
Неценовые факторы Изменения уровня цен
Графическое изображение изменений:
Сдвиг линии AD Движение точки по линии AD
Характеристика динамики:
Изменение спроса Изменение величины спроса

Все многообразие неценовых факторов изменения спроса систематизируем в следующем виде (табл. 4.2.).

В категории «совокупный спрос» экономика предстает как единый обобщенный рынок, на котором действует «один совокупный покупатель».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: