Спрос – важнейшая экономическая категория, отражающая не только объективные потребности, но и субъективные устремления, не только рациональные решения, но и эмоциональные поступки потребителей. Неудовлетворенный спрос может стимулировать рост производства или спровоцировать рост цен; уменьшение спроса может вызвать структурные изменения в экономике или же кризис производства. Поэтому исследования спроса достаточно сложны и важны для экономики.
Совокупный спрос – стоимостная оценка суммарного объема потенциальных покупок всех произведенных товаров и услуг на всех рынках, или платежеспособная потребность. Т.е. он равен реальному объему национального производства, который готовы купить потребители при любом возможном уровне цен и складывается из:
§ потребительского спроса домохозяйств (C);
§ инвестиционного спроса фирм (I);
§ государственных закупок товаров и услуг (G);
§ чистого экспорта (Xn).
Графически модель совокупного спроса (AD) представляет собой обратную зависимость между объемом приобретаемого реального ВВП или ВНП (Y) и уровнем цен P (рис.4.2.):
|
|
Р
AD
Y
Рис. 4.2. Динамика совокупного спроса
Откладываемый по оси ординат уровень цен Р представляет собой индекс-дефлятор ВВП), измеряемый в долях (процентах) от уровня цен базового года, который принимается за единицу.
Данная обратная зависимость возникает вследствие трех причин:
1) эффект процентной ставки воздействует прежде всего на потребительские расходы (С) и инвестиции (I): повышение уровня цен приводит к росту номинального спроса на деньги Md иросту процентной ставки r, а следовательно, сокращению инвестиций, потребительских расходов и объема совокупного выпуска, на который предъявляется спрос:
P ↑ => Md ↑ => r ↑ => I ↓, С ↓ => AD↓.
2) эффект реального богатства или кассовых остатков воздействует прежде всего на потребительские расходы (С): повышение уровня цен приводит к снижению покупательной способности активов с фиксированной денежной стоимостью, а следовательно, снижению потребительских расходов и объема совокупного выпуска, на который предъявляется спрос:
P ↑ => реальная стоимость активов↓=> С ↓ => AD↓.
3) эффект импортных закупок воздействует на величину чистого экспорта (Xn): повышение уровня цен приводит к увеличению импорта и уменьшению экспорта, а следовательно, сокращению чистого экспорта и объема совокупного выпуска, на который предъявляется спрос:
P ↑ => Xn ↓=> AD↓.
В соответствии с количественной теорией денег величина совокупного спроса прямо пропорциональна количеству денег в экономике, помноженной на скорость их обращения и обратно пропорциональна среднему уровню цен: .
|
|
Подобно тому, как выделяют две группы факторов, определяющих динамику спроса (ценовые и неценовые), в анализе спроса различают две категории – «спрос» (иногда говорят «сам спрос») и «величина спроса» (или «объем спроса»). Их различие представим в виде таблицы.
Таблица 4.1
Характеристики совокупного спроса
«Совокупный спрос» | «Величина совокупного спроса» |
Определение: | |
Реальный объем совокупного выпуска, на который предъявляется спрос при каждом уровне цен | Реальный объем совокупного выпуска, на который предъявляется спрос при определенном уровне цен |
Графическое изображение: | |
Вся линия AD | Точка на линии AD |
Факторы изменений: | |
Неценовые факторы | Изменения уровня цен |
Графическое изображение изменений: | |
Сдвиг линии AD | Движение точки по линии AD |
Характеристика динамики: | |
Изменение спроса | Изменение величины спроса |
Все многообразие неценовых факторов изменения спроса систематизируем в следующем виде (табл. 4.2.).
В категории «совокупный спрос» экономика предстает как единый обобщенный рынок, на котором действует «один совокупный покупатель».