Лекция 2. Возникновение государства

Изучение происхождения государства и права, причин и ус-

ловий разложения родового строя, на смену которому пришло го-

сударство и право, позволяет глубже понять их природу, социаль-

ное назначение, функции, место и роль в жизни и политической

системе современного общества.

Среди теоретиков государства и права нет общности взгля-

дов в отношении процесса происхождения государства и права,

хотя и не оспариваются исторические факты, свидетельствующие

о том, что возникновению государства и права предшествовало

разложение догосударственных и, соответственно, доправовых

явлений, институтов и учреждений первобытного общества.

Вместе с тем, как доказано юридической наукой, необходим

дифференцированный подход к исследованию процесса возникно-

вения государства и права. Это обусловлено тем, что существуют

разные условия развития этого процесса, неодинаковые причины

возникновения таких явлений, как государство и право, значи-

тельно отличающиеся закономерности их становления и после-

дующего развития. В этом процессе, как нам кажется, наряду с

объективными факторами, такими как эволюция (естественная

форма развития государственно-правовой материи) важно учиты-

вать также субъективные факторы, ведь государства и поныне

продолжают возникать, иногда в новом своем качестве.

Одним словом, существование множества отличающихся

друг от друга теорий и концепций происхождения государства и

права объясняется сложностью и многосторонностью процесса

происхождения государства и права. Однако из многовекового

опыта существования и функционирования возникших в различ-

ных частях мира государств все же сформулированы основные

общие закономерности возникновения государства и права.

Есть основания утверждать, что основные закономерности

возникновения государства и права являются общими для любого

региона, для любой исторической эпохи. Это развитие и совер-

шенствование экономики, повышение производительности труда и

появление избыточного продукта. Но параллельно с этим идет

классообразование, которое принимает различные формы в зави-

симости от возникающего способа производства.


Вместе с тем однозначно, что государственный аппарат

сформировался из аппарата управления первобытного общества.

Власть неизбежно оказывалась в руках родоплеменной знати, из

которой образовывались либо обособленная социальная группа,

клан, то есть особая чиновнически-бюрократическая структура,

либо верхушка экономически господствующего класса, в некото-

рых случаях осуществлявшая эксплуатацию остального общества.

Но это, как уже отмечалось, применительно не ко всем случаям

возникновения государства и права.

Господствующая в обществе форма собственности на основ-

ные средства производства самым существенным образом влияет

на характер и содержание появляющихся государственно-

правовых систем. Бесспорно лишь то, что государство и право мо-

гут возникнуть только тогда, когда общество достигло определен-

ного уровня экономического развития, который позволяет содер-

жать государственный аппарат.

Из вышесказанного следует, что непосредственными причи-

нами появления государства и права в различных регионах были

следующие:

- необходимость совершенствования управления обществом,

связанная с его усложнением. А именно: с развитием производст-

ва, разделением труда, изменением условий распределения обще-

ственного продукта, обособлением социальных структур, их ук-

рупнением, ростом численности населения, проживающего на оп-

ределенной территории, и т.п.;

- необходимость организации крупных общественных работ,

объединения в этих целях больших масс людей, особенно в тех

регионах, где основой производства было поливное земледелие,

которое требовало строительства каналов, водоподъемников, под-

держания их в рабочем состоянии;

- необходимость подавления сопротивления эксплуатируе-

мых. Борьба между богатыми и бедными требовала создания спе-

циальных средств удержания власти, государственного аппарата,

армии, полиции. Параллельно с этим государством осуществляют-

ся общесоциальные, общечеловеческие интересы;

- необходимость укрепления обороноспособности страны,

ведение захватнических войн. По этой причине появление какого-

либо государства неизбежно приводило к тому, что его соседи


порабощались или, в свою очередь, организовывались как госу-

дарства.

В большинстве случаев указанные выше причины действо-

вали совокупно, в различных сочетаниях. При этом в разных усло-

виях (исторических, социальных, географических, природных, де-

мографических и иных) главными, решающими могли становиться

те или другие из указанных причин.

Таким образом, современная материалистическая наука свя-

зывает процесс возникновения государства и права, главным обра-

зом, с развитием производства, с переходом присваивающей эко-

номики производящей, то есть с неолитической революцией. Не-

олитическая революция началась 10-12 тысяч лет тому назад и

растянулась на несколько тысячелетий.

В результате перехода к производящей экономике, эволюци-

онного развития общества, накопления общественного богатства и

роста численности населения произошла более глубокая диффе-

ренциация общества, связанная с разделением труда, отделением

земледелия от скотоводства, появлением такого класса, как ремес-

ленники, купцы, усложнились социальные связи между людьми.

Появились богатые и бедные, а с появлением частной собственно-

сти также стали образовываться моногамные парные семьи.

Такое усложнение социальной жизни объективно потребо-

вало реорганизации управления обществом. Появились специаль-

ные должностные лица, органы, которые осуществляли управлен-

ческие функции – руководство определенной сферой обществен-

ной жизни (сбор налогов, строительство общественных сооруже-

ний и т.д.) осуществляли карательную и военную политику. По-

степенно сформировался государственный аппарат, и стало воз-

можным говорить об особой публичной власти, выделившейся из

общества и управляющей обществом, и тем самым, о государстве.

Таким образом, в ходе исторического развития на смену

первобытному обществу приходит новая организационная форма

общества – государственность. Государство – это политическая

структура особого рода, возникшая на определенном этапе обще-

ственного развития, представляющая собой центральный институт

власти в политической системе конкретного общества.

Если общим признаком догосударственных форм общест-

венного устройства (родового строя) была неопределенность тер-


риториальной организации, поскольку люди объединялись по

кровнородственному признаку, то в государстве население объе-

диняется по территориальному принципу в пределах определен-

ных границ. Позже появилось гражданство – политико-правовая

связь человека с определенным государством, еще один неотъем-

лемый признак государства.

Таким образом, основные признаки, отличающие государст-

во от первобытного общества, следующие:

а) государство отличает наличие четко определенных внеш-

них границ и внутреннего административно-территориального де-

ления и объединение населения по территориальному принципу;

б) при родовом строе власть осуществлялась самими общин-

никами, участвовавшими вместе со всеми в трудовой деятельности,

ведении добывающего хозяйства. Управление делами общины не

было закреплено за особым слоем людей, не составляло чьей-либо

профессии. Для государства характерно, по выражению Ф. Энгель-

са, особой публичной власти, выделенной из общества и не совпа-

дающей с населением страны. Иначе говоря, государство обладает

особым аппаратом управления и принуждения;

в) для содержания публичной власти необходимы средства,

которые государство собирает с граждан, предприятий в виде обя-

зательных налогов и податей. Такие сборы средств на нужды

управления не были известны родовому строю;

г) при родовом строе правилами поведения были «мононор-

мы», которые исполнялись в силу того, что они входили в саму

жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая их потребность

в единстве рода, племени. Они выступали одновременно и норма-

ми организации социальной жизни, нормами первобытной морали,

ритуалами, обычаями и религиозными верованиями.

Государство создает специальную систему общеобязатель-

ных правил поведения – право. Право, как особая система юриди-

ческих норм и связанных с ними правовых отношений, возникает в

силу тех же причин и условий, которыми объясняется происхож-

дение государства, процесс этот имеет исторические параллели.

И все же возникновение права было обусловлено, прежде

всего, тем, что усложнившаяся экономическая и социальная жизнь

общества на определенном этапе его развития нуждается в упоря-

доченности и организации деятельности людей, участвующих в


производстве, обмене и потреблении материальных благ. Нужда-

ются в упорядочении даже брачно-семейные и трудовые отноше-

ния, и в целом управление обществом.

Такая упорядоченность достигается с помощью создания

нормативной системы, совокупности правил поведения, разновид-

ности социальных норм – правовых норм. Они, в отличие от норм

морали, обычаев, создаются государством, обеспечиваются в слу-

чае необходимости государственным принуждением. Следова-

тельно, право является обязательным признаком государственно-

организованного общества.

Таким образом, как утверждает современная наука, государ-

ство и право возникли как результат естественного развития пер-

вобытного общества, развития, прежде всего экономического, ко-

торое обусловливает и эволюцию, преобразование других сфер

жизни общества.

На процесс происхождения государства и права влияли мно-

гие факторы, в том числе: социально-экономические, военно-

политические, природно-климатические, нравственно-религиозные,

психологические, духовно-культурные и др. Существует множест-

во различных теорий происхождения государства и права.

Среди них: марксистская, материалистическая, естественно-

правовая теория, патриархальная теория, психологическая, теория

насилия, договорная и другие пытаются объяснить разложение

первобытного общества (родового строя) и возникновение госу-

дарственных форм жизни самыми разными причинами и условия-

ми.

Так, представители патриархальной теории происхождения

государства (Аристотель, Филмер, Михайловский) утверждали,

что государство возникло в результате разрастания семьи, поэтому

власть монарха есть продолжение власти отца. Государство, счи-

тали они, есть наилучшая форма человеческого общежития в це-

лях достижения общего блага.

Представители теологической теории (Ф. Аквинский) пола-

гали, что государство есть проявление божественной воли, прак-

тическое воплощение бога на земле. То есть светская власть на

земле производна от церковной, вследствие чего народ должен

беспрекословно повиноваться велениям государственной воли, как

продолжению воли божественной.


Договорная теория (Ж.-Ж. Руссо, Т. Гоббс, Д. Локк, Спиноза,

Радищев) утверждали, что государство возникает в результате об-

щественного договора людей о правилах совместного проживания.

То есть, если в догосударственном состоянии, иных формах

жизни (при родовом строе) не было власти, способной защитить

человека, гарантировать его права на жизнь, собственность, то в ус-

ловиях государства люди объединяются, заключают договор между

собой о передаче части своих прав государству как органу, пред-

ставляющему их интересы, и обязуются выполнять его предписа-

ния. Государство обязуется обеспечить права человека, а если усло-

вия договора будут нарушены, то народ имеет право на революцию.

Теория насилия (Гумплович, Дюринг, Каутский) утвержда-

ли, что государство возникло как результат насилия, путем завое-

вания слабых племен сильными и организованными. Последние

превращаются в классы и сословия, они же создают государство

для удержания власти и удержания в повиновении покоренные

племена. Таким образом, государство становится мощным средст-

вом защиты завоеванных от возможных посягательств со стороны

других сильных племен.

К. Каутский также утверждал, что в дальнейшем развитие

общества приведет к тому, что государство трансформируется в

инструмент всеобщего блага.

Психологическая теория (Петражицкий) объясняла возникно-

вение государства свойствами человеческой психики, потребностью

людей жить в коллективе и подчиняться авторитету в лице власти.

Согласно марксистской теории коренной причиной возник-

новения государства и права явился раскол общества на противо-

положные классы с непримиримыми противоречиями. «Государст-

во, – писал В.И. Ленин, – есть продукт и проявление непримиримо-

сти классовых противоречий». И только там, где такие противоре-

чия существуют как устойчивое, повторяющееся явление, маркси-

стская теория готова признать возникновение и существование го-

сударства. По этой причине официальная советская историография

долгое время не признавала государства Месоамерики и скифов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: