Форма государственного устройства. Под формой государственного устройства понимают адми-

Под формой государственного устройства понимают адми-

нистративно-территориальную организацию государственной вла-

сти, характер взаимоотношений между государством и состав-

ляющими его частями, центральными и местными органами.

По форме государственного устройства государства делятся

на унитарные, федеративные. Кроме того, в теории государства и

права определенное внимание традиционно уделяется различным

видам объединений государств: содружествам, сообществам и т.п.

Унитарное государство – это целостное централизованное

государство, состоящее из административно-территориальных

единиц (области, провинции, округа и т.д.), которые не имеют ста-

туса самостоятельных государственных образований, не обладают

суверенными правами. В унитарном государстве единые высшие

органы государства, единое гражданство, единая конституция, что

создает организационно-правовые предпосылки для высокой сте-

пени влияния центральной государственной власти на всю терри-

торию страны. Органы административно-территориальных единиц

находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном под-

чинении – центра и местных представительных органов.

Федеративное государство – сложное союзное государство,

части которого (республики, штаты, земли, кантоны и т.д.) явля-

ются государствами или государственными образованиями. Стро-

го в научном смысле федерацией называют добровольный союз

государств, основанный на договоре или конституции. По этой

причине федерация возможна только там, где добровольно объе-

диняются самостоятельные государства. Входящие в состав феде-

рации государства и государственные образования (штаты, канто-

ны, края, округа) называются ее субъектами. Они могут иметь свои

конституции, свое гражданство, собственные высшие государст-

венные органы – законодательные, исполнительные и судебные.

В США, Канаде, Бразилии, Мексике и в других странах кон-

ституции устанавливают сферы, подпадающие под исключитель-


ную компетенцию федерации и компетенцию ее субъектов. В ФРГ,

Индии и иных государствах конституции, кроме того, предусмат-

ривают сферу действия совместной компетенции федерации и ее

субъектов.

К числу современных федераций относятся, например, Рос-

сийская Федерация, США, Австрия, Австралия, Канада, ФРГ,

Швейцария, Бразилия и Индия.

Конфедерация представляет собой объединение или союз

суверенных государств, при котором государства, образующие

конфедерацию, полностью сохраняют свою самостоятельность,

имеют свои собственные органы власти, управления и правосудия.

Для координации совместных действий государства члены конфе-

дерации в отдельных случаях создают объединенные органы. По-

следние функционируют лишь в строго определенных сферах и

преследуют строго определенные (экономические, политические,

военные или иные) цели.

Во второй половине ХХ века заметно разнообразнее стали

формы межгосударственных объединений: содружество наций –

Британское содружество, СНГ, Европейский союз; универсальные

объединения государств – ООН, Совет Европы и др. Во всех этих

объединениях имеются признаки конфедерации.

Государственный (политический) режим – это методы и спо-

собы осуществления государственной власти, определенный пра-

вовой порядок функционирования государства. На политический

режим оказывает влияние множество факторов: сущность и форма

государства, характер законодательства, фактические полномочия

государственных органов и юридические формы их деятельности,

соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты

жизни, состояние экономики и т.д.

На вид политического режима может оказать воздействие и

международная обстановка. На разных исторических этапах разви-

тия общества формируются различные политические режимы, они

неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени.

В соответствии с таким правовым критерием государствен-

ные (политические) режимы делятся на две группы: демократиче-

ские и авторитарные.

Главная черта демократического режима – народовластие,

официальное признание и практическая реализация основных при-


рожденных и неотчуждаемых прав и свобод человека и граждани-

на, господство правового закона, разделение властей, утверждение

конституционализма, парламентаризма, идеологического много-

образия, многопартийности.

Кроме того, осуществление суверенной власти народа в пра-

вовых формах референдума и свободных выборов, самостоятель-

ное и эффективное функционирование институтов гражданского

общества, форм и механизмов общественного контроля над дея-

тельностью государственной власти.

Для авторитарных режимов характерны: доминирующее по-

ложение государственной власти во всех сферах общественной и

политической жизни; возвышение государства над правом, власти

над законом. Подчиненное, зависимое от властей и незащищенное

положение индивидов, общества и народа; нарушения прав чело-

века, неразвитость (или недостаточная развитость) правовых форм

регламентации деятельности представителей государственной вла-

сти и их ответственности за свои действия; распространенная

практика нарушения действующего законодательства представи-

телями власти и т.д.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: