Основные внешние функции государства

Во многом внешние функции государства определяются

стратегическими задачами государства на определенный период

развития, на их содержание и форму осуществления влияют такие

факторы, как международная обстановка, угроза возникновения

войны или территориальных конфликтов, а также активность уча-

стия страны в международной политической жизни и т.д.

Функция обороны страны. Современными государствами

признана так называемая доктрина «достаточной обороны», суть


которой заключается в том, что создается военный потенциал,

достаточный для гарантированной безопасности. Эта доктрина

обеспечивает значительное сокращение расходов на вооружение,

снижает возможность возникновения вооруженных конфликтов.

Сейчас каждое государство разрабатывает свою военную доктри-

ну. Ее назначение – обеспечение суверенитета страны и военной

безопасности.

Функция международного сотрудничества. Среди основных

направлений межгосударственного сотрудничества следует выде-

лить сотрудничество экономическое; сотрудничество в поддержа-

нии мира; сотрудничество в поддержании мирового правопорядка,

в борьбе с международной преступностью; сотрудничество в при-

родоохранительной деятельности; сотрудничество в сфере культу-

ры, науки, образования; сотрудничество в решении демографиче-

ской, сырьевой, энергетической проблем, в освоении космоса.

Формы и методы осуществления функций современного го-

сударства напрямую связаны с тем, что демократические государ-

ства используют преимущественно правовые формы деятельности.

В правовой литературе под формами осуществления функ-

ций государства понимается: во-первых, деятельность основных

звеньев аппарата государства, специфические виды государствен-

ной деятельности в отличие от деятельности негосударственных

организаций; во-вторых, однородная по своим внешним признакам

деятельность органов государства, посредством которой реализу-

ется его функция.

По этому критерию основными формами осуществления

функций государства являются: 1) законодательная; 2) исполни-

тельная; 3) судебная; 4) контрольно-надзорная.

Законодательная деятельность заключается в издании зако-

нов, обязательных для исполнения всеми государственными орга-

нами, общественными организациями, должностными лицами и

гражданами.

Исполнительная деятельность осуществляется посредством

исполнения законов и издания подзаконных нормативных актов

органами государственного управления во исполнение законов

парламента и актов президента, определяющих повседневную

оперативную деятельность госорганов в сферах развития экономи-

ки и культуры, социального обеспечения и здравоохранения,


транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны

страны и т.д.

Судебная деятельность охватывает реализацию функций го-

сударства путем осуществления правосудия всеми звеньями су-

дебной системы страны.

Контрольно-надзорная деятельность – это выполнение

функций государства посредством деятельности всех органов го-

сударственного надзора и контроля за законностью. В укреплении

функций государства в этой сфере общественной жизни особое

место занимают органы прокуратуры.

В правовой литературе также принято именовать деятель-

ность государства по изданию законов как правотворческую дея-

тельность, поскольку правом издавать нормативные правовые ак-

ты наделены также и другие, кроме парламента и главы государст-

ва, органы и должностные лица.

Правотворческая деятельность – это подготовка и издание

нормативных актов, совершенствование их качества. Без этого

практически невозможно осуществлять, развивать и укреплять

функции государства.

Правоисполнительная деятельность – это повседневная ра-

бота по разрешению разнообразных вопросов управленческого

характера, для выполнения которой исполнительно-

распорядительные органы издают соответствующие акты, контро-

лируют выполнение обязанностей исполнителями и др.

Правоохранительная деятельность – это властная оператив-

ная деятельность по охране правопорядка, прав свобод граждан и

включает в себя принятие мер по предупреждению правонаруше-

ний, разрешение юридических дел, привлечение к юридической

ответственности и др.

Сейчас государственно-властные решения органов государ-

ства все больше сочетаются с договорной формой, структурами

гражданского общества и гражданами.

Неправовые формы охватывают большой объем организаци-

онно-подготовительной работы в процессе осуществления функ-

ций государства. Такая деятельность является и необходимой, и

правомерной, но она не связана с юридически значимыми дейст-

виями, влекущими за собой правовые последствия.


Это, например, подготовительная работа по сбору, оформле-

нию и изучению различной информации при разрешении юриди-

ческого дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан.

Это повседневная оперативно-разъяснительная воспитательная

работа по обеспечению выполнения различных функций государ-

ства и т.п.

Методы осуществления функций государства достаточно

многообразны. Так, выполняя охранительную функцию, государ-

ство использует методы убеждения и принуждения; для реализа-

ции экономической функции необходим целый набор экономиче-

ских методов – прогнозирование, планирование, льготное креди-

тование и инвестирование, государственные субсидии, защита по-

требителей и др.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: