Тема 5.2. СССР в 1950-80-е гг

(2 часа)

В результате выполнения планов двух послевоенных пятилеток (1946 – 1950 гг.) (1951 – 1955 гг.) было не только восстановлено народное хозяйство Союза, но и заложен фундамент его дальнейшего индустриального развития.

Вместе с тем настоятельно требовалось перевести все отрасли народного хозяйства на новый технический уровень, активизировать работу по техническому прогрессу на предприятиях.

С целью ликвидации излишней централизации в управлении со стороны министерств, устранения ведомственных барьеров, повышения связи между предприятиями и территориальными органами власти происходит переход в управлении промышленностью и строительством от отраслевого (через министерство) к территориальному (через совнархозы), т.е. ликвидировались министерства по отраслям и созданы совнархозы по территориям.

Значительно укреплялась экономика колхозов и совхозов, отмечался рост сельхоз продукции. Однако имелся ряд серьезных недостатков: не эффективно использовалась земля, техника; существовала низкая оплата труда колхозников; высокие государственные налоги; существенные недостатки имели место и в управлении, т.к. сельхоз организации были лишены самостоятельности.

В 1953 г. на сессии Верховного Совета СССР и сентябрьском Пленуме ЦК КПСС были приняты решения, направленные на реформирование сельского хозяйства. Предусматривалось: повысить заготовительные цены на сельскохозяйственную продукцию по обязательным поставкам государству, снизить сельхозналоги с крестьян, а с 1958 г. этот налог отменялся совсем, списывалась задолженность с сельских хозяйств, увеличивались размеры приусадебных участков, увеличиваются государственные вложения в сельское хозяйство.

Предпринятые меры не всегда имели положительный результат. К концу 50-х гг. возникает новая экономическая ситуация. Это выразилось в том, что, возникают противоречия между достигнутым уровнем производства и формами, методами управления. Чрезмерная централизация, командно-административные методы способствовали бюрократизму, ограничивали инициативу.

В этих условиях предпринята вторая попытка реформирования управления экономикой. В марте 1965 г. на Пленуме ЦК КПСС и сентябре 1965 г. были приняты следующие решения:

-вводились твердые, стабильные, неизменные планы закупок государством сельскохозяйственной продукции на несколько лет вперед для республик, областей, районов, совхозов и колхозов;

- отменялись ограничения на содержание в подсобных хозяйствах домашнего скота;

-списывалась задолженность со слабых хозяйств;

-предпринимались шаги по укоренению в сельском хозяйстве достижений науки, повышению уровня квалификации специалистов.

В области промышленности предусматривалось:

- вернуться к управлению экономикой по отраслевому признаку;

-повысить самостоятельность предприятий, что отразилось в значительном сокращении плановых показателей;

- предприятиям разрешалось распоряжаться самостоятельно частью полученной прибыли;

- предприятия могли создавать за счет полученной прибыли фонд развития техники, фонд материальной заинтересованности работников, фонд жилищного строительства;

- стали устанавливаться задания по реализации продукции, а не по производимому валу;

-вводились элементы хозрасчета, начали более эффективно использоваться прибыль, цена, премии, кредит.

Таким образом, хозяйственная реформа придала определенный импульс экономическому развитию страны.

На рубеже 80-х годов СССР оказался в сложном социально-экономическом и политическом положении.

Причины этого крылись, прежде всего:

- в некомпетентности высшего политического и государственного руководства, не ориентированность и неспособность в решении вопросов;

- в догматической абсолютизации теоретических установок, которые касались сущности социализма, в том числе отношений государственной и колхозно-кооперативной собственности

- в обезличивании средств производства;

- в сверхцентрализованном планировании и управлении;

- в непоследовательности осуществления декларировавшихся новых, эффективных форм и методов экономического развития.

Советское государство отставало от передовых стран мира в научно-техническом развитии и уровне производительности труда. Одновременно происходило дальнейшее отчуждение подавляющего большинства граждан от государственной власти, которая практически монополизировать партийной и советской элитой. Идеологическое давление и формализм в соблюдении демократических принципов привели людей к социально-политической апатии.

С середины 80-х годов по инициативе нового руководства КПСС во главе с М.С.Горбачевым в СССР начался период радикальных социальных и экономических преобразований. Проводились реформы экономического и политического характера.

Экономическая реформа включала в себя:

- расширение прав предприятий;

- внедрение хозрасчета и экономических нормативов;

- упрощение структуры управления.

Значительное внимание уделялось политической реформе, расширению демократии и гласности.

Политическая реформа включала:

- выборность институтов власти;

- расширение прав Советов;

- становление многопартийности.

Развитие этих планов происходило по разному, но в итоге, при правильном планировании этих шагов, они должны были вывести экономическую и общественно-политическую жизнь из застоя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: