(2 часа)
В результате выполнения планов двух послевоенных пятилеток (1946 – 1950 гг.) (1951 – 1955 гг.) было не только восстановлено народное хозяйство Союза, но и заложен фундамент его дальнейшего индустриального развития.
Вместе с тем настоятельно требовалось перевести все отрасли народного хозяйства на новый технический уровень, активизировать работу по техническому прогрессу на предприятиях.
С целью ликвидации излишней централизации в управлении со стороны министерств, устранения ведомственных барьеров, повышения связи между предприятиями и территориальными органами власти происходит переход в управлении промышленностью и строительством от отраслевого (через министерство) к территориальному (через совнархозы), т.е. ликвидировались министерства по отраслям и созданы совнархозы по территориям.
Значительно укреплялась экономика колхозов и совхозов, отмечался рост сельхоз продукции. Однако имелся ряд серьезных недостатков: не эффективно использовалась земля, техника; существовала низкая оплата труда колхозников; высокие государственные налоги; существенные недостатки имели место и в управлении, т.к. сельхоз организации были лишены самостоятельности.
|
|
В 1953 г. на сессии Верховного Совета СССР и сентябрьском Пленуме ЦК КПСС были приняты решения, направленные на реформирование сельского хозяйства. Предусматривалось: повысить заготовительные цены на сельскохозяйственную продукцию по обязательным поставкам государству, снизить сельхозналоги с крестьян, а с 1958 г. этот налог отменялся совсем, списывалась задолженность с сельских хозяйств, увеличивались размеры приусадебных участков, увеличиваются государственные вложения в сельское хозяйство.
Предпринятые меры не всегда имели положительный результат. К концу 50-х гг. возникает новая экономическая ситуация. Это выразилось в том, что, возникают противоречия между достигнутым уровнем производства и формами, методами управления. Чрезмерная централизация, командно-административные методы способствовали бюрократизму, ограничивали инициативу.
В этих условиях предпринята вторая попытка реформирования управления экономикой. В марте 1965 г. на Пленуме ЦК КПСС и сентябре 1965 г. были приняты следующие решения:
-вводились твердые, стабильные, неизменные планы закупок государством сельскохозяйственной продукции на несколько лет вперед для республик, областей, районов, совхозов и колхозов;
- отменялись ограничения на содержание в подсобных хозяйствах домашнего скота;
-списывалась задолженность со слабых хозяйств;
-предпринимались шаги по укоренению в сельском хозяйстве достижений науки, повышению уровня квалификации специалистов.
|
|
В области промышленности предусматривалось:
- вернуться к управлению экономикой по отраслевому признаку;
-повысить самостоятельность предприятий, что отразилось в значительном сокращении плановых показателей;
- предприятиям разрешалось распоряжаться самостоятельно частью полученной прибыли;
- предприятия могли создавать за счет полученной прибыли фонд развития техники, фонд материальной заинтересованности работников, фонд жилищного строительства;
- стали устанавливаться задания по реализации продукции, а не по производимому валу;
-вводились элементы хозрасчета, начали более эффективно использоваться прибыль, цена, премии, кредит.
Таким образом, хозяйственная реформа придала определенный импульс экономическому развитию страны.
На рубеже 80-х годов СССР оказался в сложном социально-экономическом и политическом положении.
Причины этого крылись, прежде всего:
- в некомпетентности высшего политического и государственного руководства, не ориентированность и неспособность в решении вопросов;
- в догматической абсолютизации теоретических установок, которые касались сущности социализма, в том числе отношений государственной и колхозно-кооперативной собственности
- в обезличивании средств производства;
- в сверхцентрализованном планировании и управлении;
- в непоследовательности осуществления декларировавшихся новых, эффективных форм и методов экономического развития.
Советское государство отставало от передовых стран мира в научно-техническом развитии и уровне производительности труда. Одновременно происходило дальнейшее отчуждение подавляющего большинства граждан от государственной власти, которая практически монополизировать партийной и советской элитой. Идеологическое давление и формализм в соблюдении демократических принципов привели людей к социально-политической апатии.
С середины 80-х годов по инициативе нового руководства КПСС во главе с М.С.Горбачевым в СССР начался период радикальных социальных и экономических преобразований. Проводились реформы экономического и политического характера.
Экономическая реформа включала в себя:
- расширение прав предприятий;
- внедрение хозрасчета и экономических нормативов;
- упрощение структуры управления.
Значительное внимание уделялось политической реформе, расширению демократии и гласности.
Политическая реформа включала:
- выборность институтов власти;
- расширение прав Советов;
- становление многопартийности.
Развитие этих планов происходило по разному, но в итоге, при правильном планировании этих шагов, они должны были вывести экономическую и общественно-политическую жизнь из застоя.