Группы | Виды |
Плоскостные двухмерные статические | |
I. Таблицы | 1. Цифровые, 2. Иллюстративные, 3. Текстовые, 4. Схематические, 5. Графические, 6. Комбинированные, 7. Черно-белые, 8. Цветные, 9. Фабричные, 10. Самодельные, 11. Динамичные, 12. Статичные. |
П. Рисунки | 1. Книжные, 2. Альбомные, 3. Табличные, 4. Досковые, 5. Меловые, 6. Черно-белые, 1. Цветные, 8. Карандашевые, 9. Чернильные, 10. Тушевые, 11. Фабричные, 12. Самодельные, 13. Аппликационные. |
Ш. Фотографии | 1. Черно-белые, 2. Цветные, 3. Макрофотографии, 4. Микрофотографии. |
IV. Дидактические карточки | 1. Цифровые, 2. Иллюстративные, 3. Схематические, 4. Графические, 5. Комбинированные, 6. Черно-белые, 7. Цветные, 8. Карандашные, 9. Чернильные, 10. Тушевые, 11. Фабричные, 12. Самодельные, 13. по КСО, 14. шорные конспекты по Шаталову, 15. Аппликационные. |
Группы | Виды |
V. Картины | 1. Черно-белые, 2. Цветные, 3. Масляные, 4. Карандашные, 5. Тушевые, 6. Оригиналы, 7. Копии, 8. Пейзажные, 9. Портретные, 10. Натюрмортные, 11. Аппликационные. |
Объемные трехмерные динамические и статические | |
VI. Муляжи | Плоды садовых, овощных, ягодных, полевых я прочих культур; болезни плодов сельскохозяйственных растений, животных и пр. |
VII Макеты | Макеты животных, растений и их органов; сельскохозяйственных построек, технологий, их операций, сельскохозяйственных машин и процессов и т.д. |
VIII. ТСО | 1. Кинофильмы, 2. Диафильмы, 3. Кинофрагменты, 4. Кинокольцовки, 5, Эпидиаскопы, 6. Кодоскопы, 7. Микроскопы, 8. Микропроекторы, 9. Компьютеры. |
Демонстрация опытов на уроках биологии
|
|
Демонстрацию опытов надо проводить во всех классах и обязательно увязывать их с темой урока или уроков, т.к. опыт должен дать ответ на главные вопросы урока. Для того, чтобы демонстрация опыта приносила наибольший эффект, надо соблюдать следующие условия:
1) Опыт не должен быть слишком затяжным и желательно, чтобы он был выполнен или в течение одного урока, или нескольких уроков. Однако это требование не исключает возможности проводить школьниками длительные (в течение нескольких недель и даже месяцев) опыты на фермах по кормлению и уходу за животными, на пришкольных участках, в ученических производственных бригадах на полях, огородах, садах и теплицах колхоза-совхоза. В этом случае на уроках целесообразно демонстрировать лишь результаты опытов как в виде цифровых данных (привесы животных, урожай и качество продукции), так и в виде натуральных объектов (живых животных и растений).
2) Во всех случаях и особенно в младших классах опыт должен быть маловариантным (лучше 2-3-вариантным), контрастным, выразительным.
3) Наряду с научным, теоретическим значением и направленностью, что само собой разумеется, желательно, чтобы опыт имел и воспитательное, и развивающее, прикладное (практическое) значение-ориентацию. При этом условии данный опыт даст не только полезные результаты для их демонстрации на уроке (уроках),
|
|
конференциях, олимпиадах, выставках, но и может быть использован как эффективный прием на фермах и полях родного колхоза-совхоза. А это уже связь теории с практикой, школы с жизнью, что требует время.
Только при соблюдении вышеуказанных условий демонстрация опытов, как один из видов наглядности, будет педагогически эффективным, способствуя более осознанному, углубленному и мотивированному (заинтересованному) усвоению учебного материала, пробуждая повышенный интерес к биологии, активизируя познавательную деятельность учащихся.
В разделе "Человек и его здоровье" очень интересно и ценно как в познавательном, так особенно в воспитательном отношении выполнить скоротечный опыт и продемонстрировать его результаты на тему: "Влияние приседаний на частоту пульса".
Варианты опыта
1. Контроль - сидячее положение | Первый (контрольный) учет пульса |
2. Опыт - приседания (10 раз) | Второй учет пульса |
Методика опыта: размеры пульса в течение 30 секунд до приседания (контроль) и после приседаний (опыт). Данные заносим в таблицу 5.
В итоге проведения и демонстрации этого скоротечного (5-минутного) опыта установлено: частота пульса с увеличением нагрузки возрастает. Вывод: физкультура укрепляет сердечную мышцу и здоровье в целом. Так установлена связь теории с практикой, с жизнью.
Таблица 5