Биосферные резерваты в России

Концепция биосферных резерватов была разработана в 1974 г. Специальной рабочей группой в рамках программы «Человек и биосфера» (МАБ) ЮНЕСКО. В 1976 г. началось создание Всемирной сети биосферных резерватов, которая к настоящему времени включает 425 резерватов, расположенных в 95 странах. В России к началу 2003 г. было зарегистрировано 30 биосферных резерватов

Данная программа и деятельность в ее рамках не является элементами международного права и документы принимаемые в процессе ее деятельности носят лишь рекомендательный характер, их выполнение полностью зависит от доброй воли государств, участвующих в программе.

Биосферный резерват – международно признанная (включенная в систему международных резерватов ЮНЕСКО), номинированная правительствами стран и остающаяся в юрисдикции государств территория наземных или морских экосистем, способствующих совмещению функций сохранения биоразнообразия и его устойчивого использования. В России (и бывшем СССР) биосферные резерваты стали создаваться с 1978 г. При этом концепция биосферных резерватов была определенным образом адоптирована к условиям страны и статус «международного биосферного резервата» как правило присуждался наиболее значимым и «элитным» заповедникам, что создавало им дополнительный специальный статус. При том режим использования и охраны территории оставался в соответствии с положением о заповеднике и был существенно строже, чем предполагалось по концепции биосферных резерватов поскольку законодательство не предусматривало возможность зонирования территории заповедников.

Согласно Федеральным законам «Об особо охраняемых природных территориях» (ст.10) и «Об охране окружающей среды» среди категорий ООПТ выделяются государственные природные биосферные заповедники (ГПБЗ). Закон об ООПТ определил, что к территориям государственных природных биосферных заповедников могут быть присоединены биосферные полигоны в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы. Данная норма, по сути, отражает положения Севильской стратегии в части многофункциональности и зонирования территории биосферных резерватов, чего фактически не было в существовавших ГПБЗ. В 2002 г. впервые статус биосферных резерватов был присвоен национальным паркам. Таким образом, в России начался новый этап развития биосферных резерватов реально направленный на выполнение положений Севильской стратегии.

Положение о государственных природных заповедниках в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РСФСР от 18 декабря 1991 г. № 48 с изменениями от 21 августа 1992 г., 27 декабря 1994 г., 23 апреля 1996 г.) повторило, что:

16. К территориям государственных природных биосферных заповедников могут быть присоединены территории биосферных полигонов (в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования) в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования.

Режим особой охраны территории биосферного полигона устанавливается в соответствии с положением о нем, утверждаемым государственным органом, в ведении которого находится государственный природный биосферный заповедник.

Изначально заложенный в российском законодательстве принцип создания биосферных резерватов, как полигона экологического мониторинга оказался на практике практически невыполненным. Помимо собственно закона об ООПТ задачу организации мониторинга в ГПБЗ подтвердили и документы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). В Положении о Росгидромете (утверждено постановлением Правительства РФ от 20 мая 1999 г. № 555) указано, что данное ведомство можетпринимать решения об организации и закрытии гидрометеорологических станций и постов, стационарных и подвижных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, в том числе станций комплексного фонового мониторинга в биосферных заповедниках. Однако, в констатирующей части Федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)» (утверждена постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. № 860) отмечено, что практически не функционируют станции фонового мониторинга и не выполняются международные обязательства по его комплексному осуществлению в биосферных заповедниках, входящих в международную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО. В связи с этим были предложены соответствующие поправки в действующий закон об ООПТ в целях исключения данной функции из обязательной деятельности ГПБЗ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: