Охранные зоны

В соответствии с Федеральным законом “Об особо охраняемых природных территориях” (ст.2), в целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

В соответствии с Федеральным законом “Об особо охраняемых природных территориях” (ст.8) на прилегающих к территориям ГПЗ участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования. Решение об образовании охранной зоны государственного природного заповедника принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и положение о ней утверждается также органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Следует отметить, что в данной статье, в отличие от ст.2, указано, что охранные зоны “создаются”, а не “могут создаваться”. Тем самым законодатель подчеркивает именно обязательность создания охранных зон. В то же время там закрепляется создание охранных зон и утверждение положений о них органами исполнительной власти субъектов РФ.

В соответствии со статьей 12 указанного Федерального закона, вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования. Следует отметить, что в данной статье не определен порядок создания охранных зон НП, однако он определен в Положении о национальных природных парках в Российской Федерации (см. ниже).

Стоит обратить внимание на статью 95 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой в целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима. В этой статье не говорится об обязательности выделения охранных зон, но подчеркивается, что в них должны быть запрещены любые виды деятельности, отрицательно влияющие на природные комплексы заповедника или национального парка. Указанные положения можно использовать также при экспертизах различных хозяйственных проектов в охранных зонах.

Помимо указанных законов, статус и режимы охранных зон регулируются Положением о государственных природных заповедниках в Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.91 № 48 с последующими изменениями и дополнениями, и Положением о национальных природных парках в Российской Федерации, утвержденном постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10.08.93 № 769 (однако там фактически продублировано соответствующее положение Федерального закона “Об ООПТ”). Кроме того, охранные зоны упоминаются в Основных положениях по выделению особо защитных участков леса, утвержденных приказом Рослесхоза от 30.12.93 № 348. Ими установлено, что ограниченный режим лесных пользований устанавливается государственными органами управления лесным хозяйством и утверждается органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга также в охранных (буферных) зонах леса вокруг заповедников, национальных природных парков шириной до 500 метров, если такие зоны не были выделены при организации заповедников и национальных природных парков.

Это ведомственный документ бывшего Рослесхоза (Федеральной службы лесного хозяйства России), и в общем-то не имеет обязательной силы, а носит рекомендательный характер, к тому же касается только лесопользования. Но надо иметь в виду, что это - единственный документ, которым вводятся ограничения на размер охранной зоны, а работники лесного хозяйства всегда очень ревностно относятся к соблюдению лесохозяйственных норм и правил. В связи с этим у некоторых заповедников, например “Керженского”, возникали проблемы с организацией охранной зоны необходимого размера. Бороться с этим можно, доказывая, что ограничение размера охранной зоны противоречит приведенным выше федеральным законам, а сами Основные положения не зарегистрированы в Минюсте России, то есть вообще не обязательны для исполнения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: