Собственные исследования

Мы полагаем, что суть психотерапевтического про­цесса, вызывающего в ходе воздействий и интеракций определенные положительные изменения у пациента, состоит в научении. В психотерапевтическом процессе можно выделить две фазы, цели, функции, характер научения, механизмы воздействия которых противопо­ложны. В первой фазе цель психотерапии заключается в удовлетворении потребностей и ожиданий пациента,


улучшение его самочувствия — главная функция про­исходящих явлений. Пациент получает информацию, ему оказывают поддержку, в результате чего происхо­дят изменения его психофизиологического состояния, т. е. проявляется плацебо-эффект. Механизмом, обус­ловливающим достижение этого результата, является процесс пассивного научения. Во второй фазе участ­ники стремятся достигнуть цели, поставленные перед ними психотерапевтами. Изменение личности является конечной целью пациентов, страдающих невротически­ми расстройствами; изменение установок — цель паци­ентов, имеющих другие расстройства. Функция этой фазы — достижение у индивида более обширных из­менений, они происходят в результате проблемного научения, которое благоприятно отражается на про­цессе активного переучивания пациента [Leder S. et al., 1966; Leder S., 1971].

Переучивание является социальным процессом, оно может проходить в терапевтической ситуации с уча­стием двух человек или группы. Данные.по психологии малых групп свидетельствуют, что группа является более эффективным инструментом, контекстом для научения и действия, чем ситуация и отношения в рамках диады. Присутствие других участников повы­шает уровень мотивации индивида при выполнении заданий и вовлечении в определенную активность; суждения и оценки группы точнее, чем у индивида, группа предоставляет большее число правильных ре­шений, ее научение проходит быстрее, в ней больше возникает оригинальных замыслов, она с большей сте­пенью риска принимает решения [Shaw M., 1974].

Результаты не вытекают автоматически из групповой активности, они связаны и зависят от определенных характеристик членов группы (в том числе руково­дителя группы) и происходящих в ней процессов и явлений. Различные теоретические модели, например R. Vinter и G. O'Connor, помогают понять закономер­ности, свойственные малым группам, и могут быть полезны для выяснения характера лечебных факторов, действующих в данных группах. Это связано с тем, что концептуальной основой этих моделей являются, с одной стороны, теоретические принципы функциони­рования индивида и происходящих в нем изменений (в том числе улучшения процесса научения), с дру­гой,— концепции социальной психологии с ее богатым теоретическим и эмпирическим запасом знаний о ма-


лых социальных группах и их отношениях с обще­ством, Независимо от принятой психотерапевтической модели очень важно по теоретическим и практическим соображениям попытаться определить, какие выводы вытекают из закономерностей функционирования ма­лых групп для процесса научения, организованных для терапевтической деятельности и достижения лечебных результатов. Мы исходим из убеждений, что общие особенности малых групп, проявляющиеся в них зако­номерности имеют настолько универсальный харак­тер, что применимы и в психотерапевтических груп­пах, могут служить основой для выдвижения исследо­вательских гипотез и руководством в деятельности психотерапевтов.

Психотерапевты и лечебные учреждения органи­зуют психотерапевтические группы, чтобы вызвать у пациентов благотворные и лечебные изменения, с этой целью они применяют психотерапевтические методы, используя в качестве инструмента групповой контекст и происходящие в группе явления и процессы. Тера­певтическая идеология определяет, какие изменения признаются важными, передается пациентам в форме определенной системы ценностей, вытекающих из нее целей активности группы, принципов и форм их дости­жения. Используя терминологию социальной психоло­гии, можно сказать, что речь идет об общих целях, нормах, структуре и решении задач. Мы покажем зна­чение этих и других характеристик и групповых явлений для протекания психотерапевтического про­цесса в группе, выделим структуральные и процес­суальные аспекты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: