Заключение. Попытаемся охарактеризовать изменения, прояв­ляющиеся у участников, с учетом активности (как пациентов

Попытаемся охарактеризовать изменения, прояв­ляющиеся у участников, с учетом активности (как пациентов, так и психотерапевтов), происходящих в группе явлений и определим характеристики, влияю­щие на ход этих процессов. Их можно выразить сле­дующим образом: получение большего объема знаний о себе и своих отношениях с окружающими, приоб­ретение новых социальных навыков и навыков меж­личностного взаимодействия, коррекция неадаптивных форм поведения, разрешение трудностей и проблем, нарушающих функционирование и обедняющих лич­ность, ощущение счастья и удовлетворения от творче­ской жизни; способность принимать самостоятельные решения и совершать выбор с целью эффективного самоконтроля и управления своим поведением.

Механизмы, обусловливающие. появление этих и многих других возможных изменений у пациентов, связаны с действием факторов, определяющих специ­фический характер лечебного воздействия, таких как удовлетворение потребностей больного путем оказания ему поддержки и помощи, эмоциональное отреагиро-вание, а также явления, составляющие процесс науче­ния. В процесс познавательного научения входят обмен информацией, сравнение, обратная связь, анализ причинно-следственных связей, согласова­ние и коррекция взглядов и суждений, участие в поэтапном решении проблем (идентификация и спецификация, анализ, выбор альтернативных це­лей, способов их достижения, проведение соответ­ствующих операций, оценка результатов). Этот про­цесс может протекать в форме активного выполнения последовательных действий типа исследовательской работы в ходе конфронтации с действительностью.


Процесс обусловливания протекает в форме поощ­рения и наказания, оценки определенного типа поведе­ния, суждений и эмоций, выполнения заданий, участия в ролевых играх, функционального участия в деятель­ности группы. Происходит моделирование форм ак­тивности и их содержания, способов выполнения ро­лей, выполнения заданий, предпочтительной системы ценностей, норм и др.

Указанные формы научения более эффективно про­текают именно в групповых ситуациях, где благотвор­ное воздействие оказывают такие факторы, как струк­тура и состав группы, разветвленная коммуникатив­ная сеть, генерализация и усиление эмоциональных явлений, а также воздействие на индивидов норматив­ных факторов, создаваемых группой в ходе ее раз­вития.


ГЛАВА 5

МЕХАНИЗМЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: