Особенно адекватная в случае психогенных расстройств, групповая психотерапия применяется также при психических заболеваниях эндогенной природы.
Основная литература по данной проблеме посвящена лечению шизофрении и эндогенных депрессий.
Авторы, рассматривающие шизофрению как органический мозговой процесс или признающие ее генетическую обусловленность, вместе с тем отмечают, что ее клиническая картина складывается не только из симптоматики, определяемой самим патологическим процессом, но и в большей (например, при малопро-гредиентных формах шизофрении) или меньшей степени включает в себя различные феномены личностно-психологической природы.
Основными задачами групповой психотерапии при шизофрении являются: предотвращение изоляции больных в обществе и аутизации; формирование критического отношения к болезни и дезактуализация психотических переживаний; подчеркивается, что психотерапия может потенцировать антипсихотическое действие биологических методов лечения; показана роль групповой психотерапии в профилактике явлений вну-трибольничного госпитализма, который нередко наблюдается в современных реабилитационных отделениях для психически больных [Либих С. С., 1973; Кабанов М. М., 1978; Воловик В. М., 1979; Leder S., Woiska H., 1961; Zerssen P., Hafner H., 1965; Bat-tegay R., 1967; Namyslowska I. et al., 1973; Weise K., 1978; Geyer M., 1980; Иванов Вл., 1982, и др.].
Большинство же психиатров западных стран, приз-
нающих психогенетическую природу патогенеза шизофрении, неправомерно придают психотерапии, в_ том числе групповым ее формам, ведущее значение в лечении этого заболевания. Используются групповой психоанализ, психодрама, недирективная психотерапия по Роджерсу и т. п. [Lazell E., 1921; Klapman J., 1947; Bach G., 1957; Slavson S., 1947, 1971; Enke H., 1966; Foulkes S., 1966; Schindler R., 1967, и др.].
В литературе социалистических стран также представлен разнообразный опыт применения психотерапии при шизофрении [Воловик В. М., 1979; Днепровская С. В. и др., 1979; Кабанов М. М., Вайзе К., 1980; Вид В. Д. и др., 1982; Dabrowski S. et al., 1979; Kalina К., 1979, и др.]. В. М. Воловик и его сотрудники [Воловик В. М., Вид В. Д., 1975; Вид В. Д., 1978; Воловик В. М., 1979; Гончарская Т. В., 1979; Гончарская Т. В., Шпытель А. М., 1982] в известной мере условно и схематически выделяют несколько уровней задач и соответствующих им форм групповой психотерапии при малопрогредиентных формах шизофрении. Решение задач первого уровня (стимулирование эмоциональности, социальная активизация и налаживание коммуникаций) осуществляется с помощью групп творческой активности (арттера-пия, музыкотерапия, проективный рисунок и др.), психомоторики, пантомимы, простых форм коммуникативно-активизирующей терапии («литературный пересказ», «свободная импровизация диалогов» и их обсуждение). Для решения задач второго уровня (выработка адекватных форм поведения, тренировка общения и повышение уверенности в себе) используются наряду с указанными выше методы функциональной тренировки поведения. Третий уровень задач (достижение правильного представления о болезни и нарушениях поведения, коррекция установок и отношений и оптимизация общения) требует привлечения более сложных вариантов коммуникативной психотерапии и проблемно-ориентированных дискуссий. Наконец, четвертому уровню задач (раскрытие содержательной стороны конфликтных переживаний, перестройка системы отношений и нахождение адекватных форм психологической компенсации) в большей мере соответствует методика свободных вербальных дискуссий. Согласно исследованиям этих авторов различные формы могут применяться последовательно, одновременно или избирательно, что определяется всей
совокупностью клинических, психологических и социальных представлений о больном и болезни.
Психотерапия при шизофрении обычно выступает в виде важного звена лечебно-восстановительных программ в отделениях реабилитации, а целью ее является усиление эффективных факторов терапевтического коллектива.
К. Kalina (1979) в качестве методов групповой психотерапии шизофрении называет: 1) групповую терапию с использованием психодрамы и отдельных методик гештальт-терапии; 2) дискуссионные тематические.группы; 3) невербальные методы — психогимнастику, пантомиму, арттерапию, музыкотерапию. Автором выделены три категории больных, для которых преимущественное значение приобретают формы отмеченных выше трех видов.
Чаще всего лечение больных шизофренией осуществляется в терапевтических группах, в которых участвуют больные, страдающие другими психозами и пограничными состояниями (включая больных неврозами), что позволяет использовать стимулирующую роль непсихотических пациентов. Следовательно, группы неоднородны по нозологическому составу, а также возрасту, полу, образованию, продолжительности болезни и психотерапевтическому опыту. Численность группы 6—14 человек.
S. Dabrowski и соавт. (1979) указывают, что, поскольку важной клинико-экономической задачей является максимальное сокращение времени пребывания пациента в отделении, во многих случаях целесообразной оказывается так называемая краткосрочная психотерапия, ставящая перед собой «реалистические и скромные цели», в частности разъяснение пациенту причин и механизмов ухудшения его состояния и оказание помощи в приобретении нового опыта, который позволит ему лучше справиться с трудной ситуацией в будущем. Существенно замечание о том, что поведение психотерапевта в подобных группах больных психозами должно быть более активным и директивным, чем в группах больных неврозами, открытым, с четким модулированием своих эмоций и рефлексии. Многие другие авторы также указывают на то, что в группах больных шизофренией и иными психозами психотерапевт должен взять на себя большую часть ответственности за события, происходящие в группе, и подчеркивают предпочтительность его активной позиции
[Днепровская С. В., 1973; Kostecka M., Malatynska G., 1974; Weise H., 1979, и др.].
Представляет интерес опыт лечения больных хроническими психозами, длительно пребывавших в закрытых психиатрических стационарах, методом групповой психотерапии вне стен больницы, например в парках («подвижная» психотерапия). Больным дается инструкция вести себя таким образом, чтобы их поведение не давало оснований окружающим видеть в них пациентов психиатрической больницы. По данным A. Wynne (1978), подобная форма групповой психотерапии оказалась весьма эффективной, выявляя у больных дополнительные возможности изменения своего поведения.
Для решения некоторых из указанных выше терапевтических задач при лечении больных шизофренией с помощью психотерапии могут применяться различные методы, в том числе и аутогенная тренировка в закрытых и открытых группах больных, гетерогенных по полу и возрасту [Starke H., 1976]. Занятия аутогенной тренировкой дополнялись дискуссиями и записями больных о ходе самостоятельных тренировок. Автор отмечает, что у большинства пациентов удалось устранить состояние напряженности и беспокойства, нарушение сна, постепенно улучшились контакты между пациентами.
Что касается групповой психотерапии пациентов с острыми психотическими состояниями, то эффективность ее сомнительна [O'Brien С., 1975].
Литература, посвященная применению индивидуальной и групповой психотерапии при эндогенных депрессиях, противоречива и во многом определяется теоретическими позициями, касающимися механизмов развития заболевания.
В то время как исследователи, признающие соматогенную природу эндогенных депрессий [Schneider К., 1954; Wirsch J., 1955; Meyer H., 1967], весьма скептически рассматривают возможную эффективность психотерапии при этих заболеваниях, напротив, психиатры психодинамической, экзистенциальной и других ориентации считают ее необходимым, а некоторые авторы и ведущим методом лечения [Benedet-ti G., 1946; Arieti S., 1959'; Rosen S., 1962; Be-lack A. et al., 1981].
Возрастающий интерес к групповой психотерапии депрессивных состояний в настоящее время объясня-
ется, во-первых, увеличением числа этих больных и, во-вторых, патоморфозом заболевания, увеличением числа стертых, атипично протекающих депрессивных расстройств, характеризующихся затяжным, часто неблагоприятным течением.
При определении целей групповой психотерапии депрессивных больных обычно подчеркивается, что, хотя психотерапия не приводит к устранению эндогенной симптоматики, группа способствует созданию у пациентов чувства принадлежности и безопасности, изменению представлений о неповторимости и исключительности их заболевания, уменьшению в связи с этим напряженности, перестройке отношения к своей болезни, укреплению веры в успех лечения, повышению самооценки, выработке более адекватных планов [Днепровская С. В., 1975; Schulte W., 1966].
Обычно групповая психотерапия (различные вербальные и невербальные приемы) сочетается при эндогенных депрессиях с биологической терапией и проводится после снятия острой депрессивной симптоматики. R. Battegay (1967) рекомендует принимать больных в группу спустя 10 дней после начала лечения антидепрессантами, полагая, что эти первые дни должны быть днями «защиты и покоя».
Различно отношение авторов к обсуждению в группе вопросов, связанных с суицидальными тенденциями у больных. S. R. Slavson и Grinberg (цит. по W. Sokolowska-Rusinska, 1975) полагают, что таких пациентов не следует включать в группу из-за возможного усиления этих тенденций. Другие авторы, например R. Battegay (1967), считают это и возможным, и необходимым, поскольку суицидальные тенденции часто бывают скрыты и работа в группе их выявляет.
Вопрос о показаниях и противопоказаниях применительно к групповой психотерапии больных психозами разными авторами решается неоднозначно. Существует мнение, что не должно быть никаких ограничений для участия пациентов в группе [Fred-mann M., Sweet В., 1954]. Другие авторы [Kadis A. et al,, 1963] подчеркивают, что предварительный отбор необходим, и не рекомендуют включать в группу острых психотических больных, пациентов с выраженной степенью слабоумия, агрессивности, тревожности и т. п. В некоторых работах указывается, что окончательное решение о включении больного в пси-
хотерапевтическую группу можно принять, лишь проведя его через первичную, «вестибюльную» группу [Горелик Б. М., 1977; Kadis A. et al., 1963]. Этой же цели служат так называемые «оценочные группы» [Arriaga К. et al., 1978], с помощью которых определяют характер и степень выраженности психопатологических расстройств; собственные цели и программу больного в плане лечения; этап и тип лечения, показанный данному больному. В течение 8—10 занятий психотерапевт получает данные, позволяющие ему выбрать наиболее адекватную тактику дальнейшего лечения. Основной задачей предварительного этапа групповой психотерапии является определение способности больного к межличностному функционированию.
Говоря о прогнозе групповой психотерапии в психиатрической клинике, Н. Weise (1979) отмечает, что если успех ее в решающей степени зависит от того, насколько дифференцированно удалось при диагностике определить исходную ситуацию пациента, индивидуальные условия жизни, возможности, социальное положение, особенности его личности, то перевод психотерапевтической работы в повседневную жизнь (а таково важнейшее условие ее эффективности) зависит от структурно-организационных рамок, в которых психотерапия осуществляется. В соответствии со взглядами и других авторов [Бо-гатская Л. К., 1973; Вид В. Д., 1973; O'Brien С., 1975; Copel H., Resniek E., 1975; Hersen M., Luber R., 1977] Н. Weise подчеркивает, что психотерапию, начатую в стационаре, необходимо продолжать достаточно длительное время в амбулаторных условиях (дневные и ночные лечебные учреждения, клубные формы, «защищенные» учреждения для работы и жилья и т. д.).