Опека и поддержка — фрустрация и повышение напряжения

Пример 1. На первом занятии все члены группы поочередно представлялись, коротко рассказывая о своей работе, семье, болез­ни. Пациент Н., электросварщик на стройке, рассказал немного о себе, в частности, что он учился в средней школе не очень хорошо, а отказ от продолжения учебы в высшей школе объяснил тем, что не считал себя способным к руководству людьми. Его объяснение вызвало недоверчивые и критические замечания со стороны многих членов группы. Н. был смущен и невнятно пытался возражать. Психотерапевт вмешался и обратился к группе с воп­росом, легко ли человеку признаться в том, что он плохо учился и поэтому не получил достаточного образования. Члены группы стали задавать вопросы в более мягкой манере. Н. же начал рассказывать о том, какая у него интересная работа, как он любит ее. Психотерапевт обратился к нему: «Вы говорите все это потому, что надо продолжать оправдываться перед другими в группе?» Пациент: «Да, я чувствую себя не в своей тарелке — все с высшим образованием и, вероятно, смотрят на меня свысока». Другие члены группы стали разубеждать его, и создалась доброжелательная атмосфера для продолжения знакомства. Благодаря проявлению поддержки со стороны психотерапевта члены группы почувствовали большую безопасность при высказываниях о себе.


Пример 2. На этой встрече продолжена дискуссия преды­дущего занятия относительно конфликта между пациентками Н. и Л. Члены группы оставались в этой ситуации довольно пассив­ными. Психотерапевт уточняет причину враждебной реакции Н. Та заявляет, что нельзя выносить на обсуждение группы то, о чем говорили с кем-то наедине, вне группы. Психотерапевт возражает и спрашивает, что же ее задело в высказывании Л., которая лишь сообщила на группе о своем отказе в выполнении просьбы Н. На это Н. ответила: «Я ни о чем ее не просила и не могла просить, и не нужно было выносить это сюда». Психоте­рапевт: «Это изменило бы мнение о Вас в группе? Почему Вы подчеркнули, что Вы не могли Л. ни о чем просить?» Н. с раздра­жением отвечает: «Вы передергиваете мои слова. Хватит, прекра­тите!» Психотерапевт: «Вы не хотите понять причину Вашей анти­патии к Л.?» Н. отрицает проявления этого чувства у себя. Пси­хотерапевт обращается к группе: «Кто считает, что антипатии нет?» Пациенты подтверждают антипатию Н. к Л. Дальнейшие вопросы психотерапевта и негативные реакции Н. вызывают нарас­тание напряжения, растерянности в группе, но затем часть пациен­тов объединяются и берут Н. под защиту.

В данной ситуации психотерапевт обострил конф­ликт, увеличивая напряжение и фрустрацию в группе, чтобы быстрее достичь начала процесса объединения и сплочения членов группы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: