Отношение к классическому наследию. Мистицизм и отно-
шение к вере (религии). Отказ от теории отражения в эстетике.
Замена изображения видимого мира символами и знаками.
15* 227
Субъективизм выражения воли художника. Идеалистические
школы современной буржуазной философии и их связь с искус-
ством. Отказ от идеализации. Культ безобразного. Новаторские
поиски в области формы. Стремление преодолеть эмпиризм и
созерцательность импрессионизма в творчестве художников, ус-
ловно объединяемых понятием постимпрессионизма. В их нова-
торстве — истоки экспрессионизма, кубизма, абстракционизма,
а также декоративности, концепционности и ряда других тен-
денций в искусстве XX века.
Рекомендуемые темы и произведения
для подготовки к выступлению в Эрмитаже
Занятие 1
1. «Пуантилизм» — «научный импрессионизм», неоимпресси-
онизм Ж- Сера и П. Синьяка. Условность художественных при-
емов. Стремление к конструктивной целостности картины.
Поль Синьяк. «Гавань в Марселе», 1906 г.
2. Символизм в искусстве конца XIX — начала XX в.
Поль Гоген (повторение). «Идол», 1898 г.; «Три таитянские
женщины на желтом фоне», 1899 г.; «Подсолнечники», 1901 г. Поиск
эстетического идеала. Символизм. Декоративно-плоскостное по-
строение изображения. Чистый цвет, линеарная выразительность.
Символизм в раннем творчестве П. Пикассо (см. также за-
нятие 3).
Группа «Наби». Стиль модерн в живописи. Тяготение станко-
вой картины к декоративному панно — одна из тенденций в жи-
вописи начала XX в. Мир интимного.
Жан Эдуард Вюйар. «В комнате», 1893 г.
3. Пьер Боннар. «За забором», 1895 г.; «Пейзаж в Дофине».
1905 г.; «Пейзаж с товарным поездом», 1909 г.; «Начало весны»
(«Маленькие фавны»), 1909 г.; «Средиземное море», панно, 1911 г.;
«Утро в Париже», 1911 г.; «Вечер в Париже», 1911 г.
4. Морис Дени. «Мать и дитя», 1890-е годы; «Посещение Ма-
рией Елизаветы», 1894 г.; «Марфа и Мария», 1896 г.; «Весенний
пейзаж с фигурами» («Священная роща»), 1897 г.; «Вакх и Ари-
адна», 1907 г.; «История Психеи» (11 панно), 1908—1909 гг.