Занятие 2

1. Истоки экспрессионизма в искусстве XX в. Освобождение
цвета, выразительность деформации.


Винсент Ван-Гог (повторение). Поиск повышенной выразитель-
ности напряженной и трагичной экспрессии образов через цвето-
вую квинтэссенцию натуры. «Арльские дамы», 1888 г.; «Куст»,
1889 г.; «Хижины», 1890 г.

Фовизм (группа «диких»). Программное утверждение прин-
ципа субъективизма в искусстве. Тенденция к декоративности,
решение колористических проблем.

2. Анри Матисс. Декоративная красочность, плоскостность
трактовки формы, ритмическая организация композиции и ли-
ний. Коллаж. Декупажи.

Ряд натюрмортов: «Подсолнечники в вазе», 1898 г.; «Букет»
(«Ваза с двумя ручками»), 1907 г.; «Фрукты, цветы, панно "Та-
нец"» 1909 г.; «Севильский натюрморт» («Розовая комната»), 1911 г.;
«Ваза с ирисами», 1912 г.; «Букет цветов на веранде», 1913 г.
Постановка задачи. Формирование стиля.

Развитие «возможности выражения вне пределов копиро-
вания».

«Красная комната» («Десерт. Гармония в красном»), 1908 г.;
«Игры в шары», 1908 г.; «Танец», 1910 г.; «Семейный портрет»,
1911 г.

3. Морис Вламинк. Сравнение произведений разных периодов.
«Вид на Сену», 1905—1906 гг.; «Городок на берегу озера»,

1907 г.; «Пейзаж с домом на холме», 1920-е годы.

4. Альбер Марке — пейзажист. Поиск синтетического образа
природы. Колористические достижения.

«Гавань в Ментоне», 1905 г.; «Набережная Лувра и Новый мост
в Париже», 1906 г.; «Вид на Сену и памятник Генриху IV» 1907 г.;
«Марина» («Неаполь»), 1909 г.; «Гамбургский порт», 1909 г.; «Дож-
дливый день в Париже» («Собор Парижской Богоматери»), 1910 г.;
«Площадь Св. Троицы в Париже», 1911 г.

5. Василий Кандинский — один из основоположников и теоре-
тик абстракционизма. Стилистическая эволюция (от импрессио-
низма и постимпрессионизма, через фовизм и экспрессионизм к
живописному абстракционизму). Работы эрмитажной коллекции
и собрание ГРМ.

«Зимний пейзаж», 1909 г.; «Пейзаж», 1913 г.; «Эскиз к компо-
зиции № 5», 1911 г.; «Композиция № 6», 1913 г.

На примере представленных картин студенту предлагается
проанализировать метод работы художника: от этюда с натуры к
фантазии-представлению и далее к абстрактной композиции —
так называемые «импрессии», «импровизации», «композиции».

Коллекция ГРМ: «Композиция № 7» и др.

Цвет как независимая духовная субстанция, способная суще-
ствовать вне всякой формы.


Занятие 3

1. Формирование аналитического метода в искусстве XX в.
Влияние живописных открытий Поля Сезанна на искусство XX в.
(повторение). Художественная система Сезанна. Поиск объектив-
ных закономерностей в изображении реального мира и субъектив-
ный характер его отражения. Синтез формы и цвета, особенности
композиционных приемов. Поздние работы — портреты, натюрмор-
ты, пейзажи в собрании Эрмитажа: «Курильщик», 1895 г.; «Натюр-
морт с драпировкой», 1899 г.; «Большая сосна близ Экса», конец
1990-х годов; «Гора Св. Виктории», 1900 г.; «Голубой пейзаж», 1903 г.

Кубизм. От геометризации к беспредметному.
П. Пикассо, Жорж Брак и Фернан Леже — основоположники
кубизма.

2. Пабло Пикассо. Многоликость крупнейшего мастера в ис-
кусстве XX в. Эволюция творчества. Неполнота эрмитажного со-
брания его произведений.

«Голубой» и «розовый» периоды. «Любительница абсента»,
1901 г.; «Свидание», 1902 г.; «Портрет Солера», 1903 г.; «Мальчик
с собакой», 1905 г.

Анализ произведений кубистического периода в творчестве
Пикассо (по выбору студента).

«Стеклянная посуда», 1907 г.; «Танец с покрывалами», 1907 г.;
«Композиция с черепом», 1907 г.; «Женщина с веером» («После бала»),
1908 г.; «Фермерша», 1908 г.; «Женщина с мандолиной», 1909 г.; «Фаб-
рика в селении Хорта де Эбро», 1909 г.; «Молодая дама», 1909 г.;
«Харчевня» («Окорок»), 1912 г.; «Музыкальные инструменты», 1912 г.;
«Кларнет и скрипка», 1913 г.; «Скрипка и гитара», 1913 г.

3. Андре Дерен. Кубистические и неоклассические тенденции
в поздних работах.

«Порт в Гавре», 1905—1906 гг. (фовистский период); «Глиня-
ный кувшин, белая салфетка и фрукты», 1912 г.; «Девушка в чер-
ном», 1914 г.

4. Пуризм — направление в живописи, связанное с конструк-
тивизмом в архитектуре (Ле Корбюзье).

Амеде Озанфан. «Натюрморт. Посуда», 1919 г.
Фернан Леже. «Композиция 2», 1924 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: