1. Искусство этрусков.
Города Этрурии: Тарквинии, Вейи, Перуджия, Вольсиниум
и др.
Особенности планировки храмов (ступенчатый стилобат, заг-
лубленный портик) и жилищ (атриум). Терракотовые модели
домов.
Могильные склепы. Росписи в подземных склепах: могила
Кампана (VII в. до н. э.), могилы «Быков», «Авгуров» и др. (VI —
начало V в. до н. э.), могилы «Чудовища», «Щитов» и др. (IV—II вв.
до н. э.). Эволюция стиля.
Бронзовая скульптура: статуя «Марса Тоди», Авла Метелла
(I в. до н. э.). Бронзовая волчица.
Каменные и терракотовые саркофаги и урны с портретами.
Керамика: вазы «буккеро».
Бронзовые зеркала и цисты со скульптурным декором и гра-
вировкой.
2. Искусство Рима периода Республики.
Греческие и этрусские традиции в формировании римского
стиля.
Храм Весты в Тиволи, храм Весты на форуме Боариум.
Форум Романум.
Витрувий — трактат об архитектуре.
Культ предков и развитие портрета. Римские портреты рес-
публиканского времени (бронзовый бюст мужчины из Эрмитажа).
В статуарной пластике — фигуры тогатуса, оратора, воина в
доспехах.
Декоративная живопись: росписи в домах. Первый декора-
тивный — так называемый инкрустационный живописный стиль
(II в. до н. э.). Второй стиль — так называемый архитектурно-
перспективный (вилла Мистерий, вилла Боскореале).
Повествовательный рельеф — алтарь Агенобарба.
3. Искусство Империи.
1) «Золотой век» Октавина Августа, «классицизм Августа»
конца I в. до н. э. — начала I в. н. э.
Материал и конструкция в архитектуре римлян. Римские ор-
дера. Сводчатые конструкции — арки и купола. Кирпич, бетон и
штукатурка. Стюковая декорация, росписи, мозаики. Тема три-
умфа в архитектуре. Утилитарные постройки (акведуки, термы,
дороги). Развитие композиции римского жилого дома.
Статуи Августа, портреты Ливии, Тиберия.
Росписи дома Ливии на Палатине, дома на Эсквилине (второ-
го декоративного стиля).
Третий декоративный стиль — так называемый синтезирующий,
или канделяберный, орнаментальный. Роспись дома «Наказанного
амура», картины «Похищение Европы», «Флора» из Помпеи.
2) Искусство времени Нерона и династии Флавиев (вторая
половина I в. н. э.).
«Золотой дом» Нерона. Колизей. Арка Тита, ее рельефы.
Портреты и статуи Нерона, Юлии, Домиции Лонгины. Пыш-
ность, декоративность.
Росписи четвертого декоративного стиля — перспективно-ор-
наментального (дом Веттиев в Помпеях, «Золотой дом» Нерона в
Риме).
3) Искусство времени Траяна (первая половина II в. н. э.).
Архитектор Аполлодор Дамасский. Форум Траяна.
Колонна Траяна, ее рельефы.
Идеалы республиканского Рима в скульптурных портретах
(портрет Траяна, так называемый «Брут» из Эрмитажа и др.).
4) Искусство времени Адриана (середина II в. н. э.).
Пантеон. Вилла Адриана в Тиволи.
В скульптурном портрете — подражание греческой классике
(портреты Антиноя, Сабины и др.).
5) Искусство времени Антонинов (конец II в. н. э.).
Статуя Марка Аврелия. Портрет Люция Вера, сириянки
(Эрмитаж).
«Варваризирующая» струя в искусстве. Римские провинции,
их искусство.
Фаюмские портреты (I-—III вв. н. э.). Эволюция стиля.
6) Римское искусство III—IV вв. н. э.
Арка Септимия Севера. Термы Каракаллы.
Скульптурные портреты Септимия Севера, Каракаллы, Алек-
сандра Севера, Бальбина, Филиппа Араба. Глубина характерис-
тик, эволюция художественных приемов.
Рельеф: саркофаг «Людовизи».
Нашествия «варваров». Христианство. Перенос столицы в
Константинополь.
Арка Константина.
Портреты Константина, статуя Валентиниана I.
Росписи катакомб под Римом. Символика памятников раннехри-
стианского искусства. Зарождение нового художественного стиля.
ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ
I. Раннехристианское искусство
II—III вв.
1. Фрески катакомб. Фрески в Дура Европос. Сложение хрис-
тианской символики и иконографии.
IV—VI вв.
2. Архитектура. Раннехристианская базилика, ее происхожде-
ние, форма и конструкция. Римские базилики — собор Сан-Пьет-
ро, церковь Санта Мария Маджоре и др. Центрические сооруже-
ния Рима (мавзолей Санта Констанца и др.) и Равенны (мавзо-
лей Галлы Плацидии и др.)
3. Монументальные росписи в первых христианских храмах
Рима и Равенны. Мозаики мавзолея Санта Констанца, в апсиде
церкви Санта Пуденциана, церкви Санта Мария Маджоре, «Воз-
несение» в церкви Косма э Дамиано, мозаики церкви Сант-Анье-
зе и мавзолея Галлы Плацидии.
Значение памятников раннехристианского искусства в сложе-
нии средневековой культуры Восточной и Западной Европы.