Формулировка принципов и целей управления

Двенадцать принципов Эмерсона

Основное направление работ Эмерсона посвящено повы­шению производительности труда не рабочих, а управленцев. Он справедливо считал, что основной причиной, по которой рас­точаются природные богатства и человеческие возможности, является неправильная организация [1].

Примечательна точка зрения на целесообразное сочетание результатов и усилий, направленных на их достижение. Эмерсон считал вопреки многим его современникам, что максимальные результаты труда достигаются при минималь­ных усилиях. Напряжение же, наоборот, дает довольно ощути­мые результаты лишь при усилиях ненормальных. Таким об­разом, по его мнению, между напряжением и производитель­ностью существует связь, но обратная.

Согласно Эмерсону, мастер работает на заводе не для то­го, чтобы снять напряжение с заведующего, а для того, чтобы руководить рабочими, директор-распорядитель существует для обслуживания заведующих и т. д., т. е. он впервые осознал истин­ную миссию и назначение управленческого труда.

Сформулированные Эмерсоном[2] двенадцать целей и по сегодняшний день не потеряли своей актуальности:

1. Отчетливо поставленные цели. Правильно ориентирован­ные и согласованные цели участников производственного процесса позволяют добиться колоссальных результатов. Не­согласованность целей приводит к большим потерям.

2. Здравый смысл. В основе организации производства должна быть не погоня за тоннажем, не стремление вложить в дело больше капитала, а разумная организация производства, решение проблем организации на основе здравого смысла.

3. Компетентная консультация. Эмерсон предлагал органи­зовывать на каждом предприятии отдел, который "занимался бы выработкой рекомендаций по совершенствованию управ­ления во всех подразделениях". Это положение Эмерсона вполне соответствует пониманию роли менеджмента на современном предприятии.

4. Дисциплина. Должны существовать инструкции, каж­дый работник должен их знать и выполнять. Отклонение от них — шаг в сторону анархии.

5. Справедливое отношение к персоналу. Работникам должны быть обеспечены улучшение условий труда, повыше­ние его оплаты, постоянное повышение квалификации. Долж­ны обеспечиваться хорошие отношения на производстве. Ра­ботники должны тщательно отбираться, при этом должны учитываться внутренние склонности и способности человека.

6. Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет. Эмерсон считал, что только тот, кто учитывает количест­во продукции, цены, эффективность, может достигнуть высо­кой производительности и выполнять другие принципы.

7. Диспетчирование. Диспетчирование представляет часть планирования. Практика показывает, что лучше диспетчировать даже неспланированную работу, чем планировать ра­боту и не диспетчировать ее.

8. Нормы и расписания. Нормирование позволяет опреде­лять резервы производительности и работать над сокращени­ем потерь. Определение рациональных трудовых норм должно производиться на основании хронометража всех операций, эффективного планирования, участия таких специалистов, как психологи, физиологи и т. д. Примитивная сдельщина, поштучная оплата стимулируют чрезмерное напряжение сил работника и в конечном счете не оправдывают себя.

9. Нормализация условий. Нормализация условий необхо­дима для точного и полного учета, а также при планировании работ. Она обеспечивает расчет будущего на основании знания настоящего.

10. Нормирование операций. Нормирование операций спо­собствует, с одной стороны, стандартизации производства, что позволяет внедрять автоматизацию производства, а с другой — нормированию времени на выполнение операций.

11. Письменные стандартные инструкции. По Эмерсону, сборник стандартных письменных инструкций является коди­фикацией законов и практики предприятия. Это необходимо для того, чтобы успехи, достигнутые на предприятии, закреп­лялись письменно. Мнение, что стандартные инструкции уби­вают инициативу, ошибочно. Наоборот, выполнение рутин­ных операций самым быстрым и легким способом освобожда­ет мозг для изобретения и разработки новых способов.

Многие из положений Эмерсона хорошо согласуются с бюрократической организационной структурой, впервые предло­женной немецким социологом Максом Вебером.

12. Вознаграждение за производительность. Отсутствие сти­мулирования и повышения оплаты труда за лучшую работу приводит к снижению производительности. Для стимулирова­ния работников помимо оплаты труда целесообразно исполь­зовать и другие формы.

Принципы управления организацией Файоля

Следующий прорыв в науке об управлении связан с рабо­тами Анри Файоля (1841 — 1925). В течение 30 лет Файоль воз­главлял крупную французскую металлургическую и горнодо­бывающую компанию. Он принял ее на грани банкротства, а оставил одним из самых мощных французских концернов. Со­единение творческой мысли с огромным практическим опы­том и возможностями эксперимента в области управления ор­ганизацией стало заметной вехой в развитии управленческой мысли.

Файоль в своих работах не ограничивался рамками произ­водства, а распространял свои идеи на любую организацию, являющуюся объектом управления[3].

Он дал четкое определение понятия "управление": Управ­лять — значит вести предприятие к его цели, извлекая макси­мальные возможности из всех имеющихся в его распоряжении ре­сурсов.

Он выделял 6 областей деятельности предприятия, которы­ми необходимо управлять[4]:

§ техническую (технологическую);

§ коммерческую (закупка, продажа и обмен);

§ финансовую (поиски капитала и его эффективное исполь­зование);

§ защитную (зашита собственности и личности);

§ бухгалтерскую (инвентаризация, балансовые ведомости, из­держки, статистика);

§ административную (воздействует только на личный состав, не оказывая непосредственно никакого влияния ни на ма­териалы, ни на механизмы).

Файоль сформулировал принципы управления, которые он считал гибкими, требующими творческого подхода, а не абсо­лютными.

В области обучения искусству управления Файоль считал, что для этого далеко не достаточно обучаться лишь тонкостям инженерной подготовки. Необходимо учиться профессиональ­ному умению управлять или, выражаясь современным языком, учиться менеджменту.

Приведем принципы управления организацией, сформули­рованные Файолем.

1. Власть неотделима от ответственности. Те, кто отдают приказы и распоряжения, должны нести ответственность за наступающие вслед за этим последствия.

2. Разделение труда при специализации. Для всех видов труда, как управленческого, так и технического, характерно разделение труда. Это позволяет производить больше и лучше при примерно тех же усилиях.

3. Единство распоряжения. Работник должен получать ука­зания от одного начальника.

Очевидно, этот принцип противоречит принципу Тейлора о многофункциональном подчинении. Хотя, скорее всего, эти принципы должны дополнять друг друга.

4. Дисциплина, Под дисциплиной Файоль понимал уваже­ние соглашений, рассчитанных на то, чтобы обеспечить пови­новение, прилежание, энергичность и внешнее проявление уважения. Дисциплина обязательна как для рядовых работни­ков, так и для руководителей.

5. Единство руководства. Файоль считал, что нужен "один руководитель и единый план для совокупности операций, имеющих общую цель". Иными словами, в каждом деле нуж­на одна голова, отвечающая за достижение поставленной це­ли. Коллективной может быть только выработка рекомендаций.

6. Подчинение индивидуальных интересов общим. Интерес работника или группы работников не может превалировать над интересами дела. Если наметились расхождения внутри коллектива, руководитель должен обеспечить принятие едино­го решения.

7. Вознаграждение. Файоль считал, что вознаграждение должно быть справедливым и удовлетворять как работника, так и работодателя.

8. Централизация. Эффективное производство обеспечи­вается сочетанием разделения труда и централизованного уп­равления. Степень централизации может быть различна в за­висимости от величины организации и специфики области де­ятельности. Как правило, в маленьких компаниях степень централизации выше; в более крупных — она несколько осла­бевает.

9. Иерархия. В каждой организации должна существовать четко заданная "цепь начальников" — от более высокого ран­га до менее высокого. Нарушать ее без надобности не стоит. Но если она приносит вред, ее целесообразно укорачивать.

10. Порядок. Файоль считал, что всему должно быть опре­делено свое место и все должны быть на своем месте. Иными словами, предполагается четкая расстановка сил и четкое их взаимодействие в процессе достижения цели.

11. Справедливость. Лояльность и преданность делу рядо­вых работников должны обеспечиваться добрым и справедли­вым отношением со стороны руководства.

12. Устойчивость персонала. Текучесть кадров, как прави­ло, сопровождает недостаточно эффективную деятельность ор­ганизации. В эффективно действующих организациях состав персонала обычно стабилен.

13. Инициатива. Инициатива способствует более полной реализации потенциала работников в деятельности организа­ции. Файоль призывает руководителей по возможности посту­паться реализацией собственной инициативы в пользу иници­ативы работника, стоящего рангом ниже.

14. Корпоративный дух. При управлении организацией Файоль не советует придерживаться принципа "разделяй и властвуй". Гораздо более целесообразным он считает принцип коллективизма в деятельности организации, обеспечивающий стремление коллектива к достижению единой цели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: