Проблемное поле философии

Объектом философии является мир как единое целое, что дает общий взгляд на мир. Предметом философии являются законы, свойства и формы бытия, действующие во всех областях материального и духовного мира. В структуре философского знания принято выделять такие разделы, как онтология, гносеология, философская антропология, составной частью которой выступает аксиология, и социальная философия.

Натурфилософская установка на поиск единого начала или причины всего многообразия природной реальности привела философов к проблеме бытия, впоследствии ставшей центральной философской проблемой. Под бытием философы, как правило, понимали некий сверхчувственный, т.е. постигаемый только мыслью, принцип или основу всего существующего. Учение о бытии в истории философии сначала было обозначено как метафизика, затем как онтология. В средневековой философии онтология сливается с теологией, т.е. учением о Боге.

Вторым по значимости разделом философии является гносеология или теория познания. Именно в лице гносеологии философия была представлена как область духовной деятельности, в основании которой лежит рефлексия над самой этой деятельностью. Главными проблемами гносеологии являются сущность механизма познания, познаваемость мира, природа истины.

Следует отметить, что в истории философии ключевые проблемы онтологии и гносеологии образовали так называемый основной вопрос философии: Что первично? и Познаваем ли мир? Характер решения основного вопроса философии определяет направленность (материалистическую или идеалистическую) решения любых иных вопросов и проблем.

Философская антропология как учение о человеке получает статус самостоятельного направления лишь в ХХ веке, но этот вовсе не означает, что до этого времени в истории философии проблема человека носила какой-то второстепенный характер. Следует отметить, что в целом вся философия глубоко антропоцентрична, поскольку все проблемы, решаемые в ней, прямо или косвенно касались сущности и существования человека в мире. Как правило, любой философ, определившись с проблемами бытия и познания, обращался к этической проблематике, касающейся извечной дилеммы между должным и действительным в поведении и деятельности человека, здесь выявлялись общечеловеческие ценности.

И, наконец, социальная философия, занимающаяся изучением общества, на протяжении всей истории выявляла различные формы и способы социального бытия, механизмы и закономерности общественного развития. И только в первой четверти ХIХ века, когда обнаружилась несостоятельность классической философии в объяснении природы социальных катаклизмов (экономические кризисы, обострение классовых противоречий и т.п.), обрушившихся на Европу, стали говорить о необходимости создания самостоятельной науки об обществе. Этой наукой впоследствии стала социология.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: