Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии

Возникновение философии примерно в VI веке до нашей эры в цивилизациях Древней Индии, Китая и Греции принято объяснять рядом общих для этих цивилизаций социально-экономических и политических факторов, а именно:

- переход к железному веку, обусловивший резкий скачок в росте производительных сил, вызвавший социальное расслоение, распад родоплеменных отношений, и как следствие, возникновение первых государств;

- развитие товарно-денежных отношений (появление монеты является свидетельством абстрактного мышления);

- появление письменности как предпосылка критического осмысления уже имеющегося знания;

- использование рабского труда, обусловившее отделение умственного труда от физического.

Считается, что перечисленные факторы определили новое, нередко критическое, отношение и к мифу, и к религии, и к уже имеющемуся на то время рациональному знанию. Однако, не смотря на то, что философия трех цивилизаций зародилась примерно в одно и то же время, ее развитие осуществляется в принципиально разных направлениях. Так, философия Древней Индии носит религиозно-мифологический характер, а философию Древнего Китая отличает этико-административная направленность учений. При этом философия этих цивилизаций является глубоко традиционной, развивается строго в рамках ранее сложившихся традиций. Иное дело древнегреческая философия. Ей свойственны многовариативность, открытость к решению новых проблем, стремление к рациональному обоснованию.

Различия в направленности философских учений обусловлены социокультурной спецификой цивилизаций (особенностями духовных/литературных источников, религиозной практики, социальной иерархии и политической организации жизни общества).

В основе формирования религиозно-мифологической направленности древнеиндийской философии лежит ведическая традиция: Веды и комментарии к ним – основной источник таких ключевых философских идей, как карма, переселение души, освобождение души; закрепленная Ведами касто-варновая иерархия общества и определившая жизнеотрицающий характер философских учений религиозная практика жертвоприношения.

Этико-административная направленность древнекитайской философии обусловлена, прежде всего, культом предков (почитание традиции, порядка, следование ритуалу, уважение к истории, знанию) и культом Неба (Небо как источник порядка, справедливости и добродетели; император как посланник Неба на земле). Главным идейным источником является Пятикнижие,заключающее в себе, помимо древнекитайской мифологии, своего рода летопись исторических событий, идеализацию древнейшего периода истории Китая,описание правильной организации политических и религиозных церемоний, норм деятельности. Знание Пятикнижия (традиции, ритуала, истории) – залог продвижения по социальной лестнице.

Стремление к рациональному обоснованию, многовариативность и открытость к решению новых проблем древнегреческой философии, с одной стороны, объясняется бурным развитием торговли, мореходства, колонизацией новых земель, расширением связей и контактов с другими народами. С другой стороны, духом свободной политической дискуссии в сочетании с уважением к закону, к порядку, к личности, царившим в большинстве полисов. Религия не играет в жизни древнегреческого общества такой исключительной роли как на Востоке.

2. Специфика философской традиции древней Индии.

Индийская философия сформировалась на основе ведической традиции Веды – это древнейший религиозно-мифологический памятник Индии, в котором отражены взгляды древних людей на возникновение, строение и существование мира и человека. Традиционно все древнеиндийские философские школы делят на две группы. Основанием такой классификации служит отношение той или иной школы к ведическому знанию. Школы, которые признавали авторитет Вед и опирались на ведические ценности, называют ортодоксальными (астика). К ним относятся миманса, веданта, санкхъя, йога, ньяя и вайшешика. Школы, отвергающие авторитет Вед, называют неортодоксальными (настика). Это чарвака-локаята, джайнизм и буддизм.

Ключевыми для всей древнеиндийской философии стали ведические идеи бессмертия души, закона возмездия кармы, колеса перевоплощений, освобождения души из плена материального. Исключение составляет материалистическое учение чарваки-локаяты, отрицающие бессмертие души. В целом древнеиндийская философия ориентирована на указание человеку пути, ведущего к освобождению его индивидуальной души из плена сковывающей материальной оболочки и слиянию с абсолютной душой, что выражается в рамках каждого учения в системе специфических категорий. Так, понятие абсолютной души в различных учениях выражено в таких категориях как Брахман, Атман, Пуруша, а понятие освобождения души – в таких категориях как мокша, дикши, нирвана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: