Перечень возможных тестовых вопросов по теме на ПГК. 1. О философии Нового времени

1. О философии Нового времени. Ответ. Философия Нового времени охватывает период ХУ1-ХУ111 вв. Ее основное концептуальное положение о человеке сложилось в русле гуманистической оппозиции Возрождения средневековой схоластике, на основе естественнонаучных открытий и методов, которые содержались в учениях Кеплера, Галилея и Ньютона.

2. Основная проблема предметной сферы философии Нового времени. Ответ. В центре внимания философии Нового времени были вопросы теории познания и выработки общего для всех наук метода познания.

3. Основные установки философии Нового времени. Ответ. Выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества. Полная секуляризация науки. Синтез науки с религией, веры с разумом – невозможен. Развитие наук и конечное подчинение человеком природы возможно тогда, когда будет сформулирован главный метод мышления, метод «чистого разума», способного действовать во всех науках.

4. О позиции эмпириков. Ответ. Эмпирики (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж. Локк и др.) считали, что единственный источник знания – это опыт. Опыт связан с ощущениями, восприятиями, представлениями. «Нет ничего в познании, чего ранее не содержалось в ощущениях» - таков девиз эмпириков-сенсуалистов (лат. sensus - чувство, ощущение).

5. О позиции рационалистов. Ответ. Рационалисты (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц) считали, что опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода. Опытные данные, как и данные экспериментов всегда сомнительны. Зато в самом Разуме есть интуитивно ясные и отчетливые идеи. Главное то, что человек, несомненно, мыслит. Это, основная интуитивная (доопытная) идея такова: «Я мыслю, следовательно, существую» (Декарт). Затем по правилам дедукции (от общего к частному) мы можем вывести возможность существования бога, природы и других людей.

6. О дуализме Декарта. Ответ. Декарт был философом дуалистом. Весь мир философ делит на два вида субстанций - духовную и материальную. Основное свойство духовной субстанции – мышление, материальной – протяжение. Модусы первой: чувства, желания, ощущения и т.д. Модусы второй: форма, движение, положение в пространстве и т.д. Его дуализм ярко проявляется в понимании им Субстанции. С одной стороны, субстанция – сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя. С другой, все сущности (субстанции), не нуждающиеся для своего существования ни в чем, кроме самой себя, тем не менее, сотворены богом. Из чего следует явное противоречие между независимостью субстанций и одновременной зависимостью их всех и в отношении сотворения, и в отношении существования от другой субстанции – бога.

7. О дедуктивном методе Декарта. Ответ. Декарт в качестве идеального научного метода познания предлагает дедуктивный метод (от общего к частному). Суть его сводится к следующим четырем принципам: 1. Допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом, не вызывающее никаких сомнений знание («ясное и отчетливое») – аксиомы; 2. Каждую сложную проблему разделять на частные задачи; 3. Последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным; 4. Строго соблюдать последовательность исследования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования.

8. О Спинозе. Ответ. Спиноза – создатель гео­метрического метода в философии. Основ. соч.: „Богословско-политический трактат" (1670) и „Этика".

9. О causa sui Спинозы. Ответ. Спиноза полагал, что существует лишь одна субстанция – природа, которая есть причина самой себя (causa sui). Природа, с одной стороны является «природой творящей» (бог). А «с другой – есть природа сотворенная» (мир). Природа и бог един. Не существует бога, находящегося и творящего вне природы, возвышающегося над ней. Духовное, имманентно материальной природе, то есть бог, внутри природы.

10. Учение Спинозы о свободе. Ответ. Спиноза считал, чтоповедением человека движет стремление к самосохранению и к собственной выго­де. Соотношение свободы и необходимости определяет основу его этики. У него свобода «существует в силу простой необходимости своей природы и определяется к действию самим собою», в отличие от принуждаемой необходимости.

11. ОЛейбнице Г. В. Ответ. Лейбниц Г. В. – немец. философ, ученый, общественный деятель. Внес большой вклад в развитие математики (один из создателей дифференциального ис­числения), физики (предвосхитил за­кон сохранения энергии). Кроме того, он занимался геологией, биологией, историей, лингвистикой, был автором ряда технических изобретений.

12. Об учений Лейбница о субстанции. Ответ. Свою философскую эволюцию Лейбниц начал с ме­ханистического материализма. Лейбниц критиковал и декартовский дуализм субстанций, и учение Спинозы о единственной субстанции. Если бы существовала только одна субстанция, то, по мнению Лейбница, все вещи были бы пассивны, а не активны. Все вещи обладают собственным действием, отсюда каждая вещь – субстанция. Число субстанций бесконечно. Весь мир состоит из огромного количества субстанций. Он называет их «монадами» (с греч. - «единое», «единица»). Монада не материальная, а духовная единица бытия.

13. О познании и истине Лейбница. Ответ. Все знания Лейбниц разделил на два вида – «истины разума» и «истины факта». «Истины разума» выводятся из самого разума, могут быть доказаны логически, имеют необходимый и всеобщий характер. «Истины факта» - знания, полученные эмпирическим путем (например, магнитное притяжение, температура кипения воды). Само познание бывает двояким. Оно может носить как достоверный характер (рациональное знание), так и вероятностный характер (эмпирическое знание).

14. Об отношении эмпириков к знанию. Ответ. Представители эмпиризма развили новое понима­ние задач науки и основы научной ин­дукции. Провозгласив целью знания способность науки увеличивать власть человека над природой, они считали, что достичь этой цели может лишь наука, постигающая истинные причины явле­ний.

15. О „Новом Органоне" Френсиса Бэкона. Ответ. Бэкон является автором знаме­нитого трактата „Новый Органон" (1620) (в отличие от „Органона" Ари­стотеля). В нем и «Новой Атлантиде» Бэкон ставит задачу реформирования науки, противопоставляя свое понимание науки и ее метода тому пониманию, на которое опирался Аристотель в «Органоне».

16. Об «идолах» разума. Ответ. Бэкон считал, что одним из первых условий реформы науки является усовершенствование методов обобщения, образования понятий. Необходима новая теория индукции. Бэкон критикует рациональное познание, т.к. оно недостоверно и ненадежно. Разум очень многое привносит в познание от себя. Такие привнесения Бэкон называет «идолами» разума. Необходимо выделить и очистить разум от этих идолов. Он выделяет четыре их вида – «идолы рода», «идолы пещеры», «идолы площади» и «идолы театра».

17. О Томасе Гоббсе. Ответ. Томас Гоббс – англ. философ-материалист, продолжатель учения Ф.Бэкона, современник англ. буржуазной революции. Во время которой эмигрировал в Париж, где напи­сал свои гл. произв.: «Основы философии», состоящей из трех частей – «О теле», «О человеке», «О гражданине» (1642) и «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского».

18. Об учении Гоббса об обществе. Ответ. Гоббс различал два состояния человеческого общества: естественное и гражданское. Исходный тезис философа – природа человека изначально зла. Поэтому в естественном состоянии люди действуют, руководствуясь личной выгодой, эгоизмом и страстями, что ведет к пренебрежению чужими интересами, и приводит к «войне всех против всех». Эта война грозит взаимным истреблением. Поэтому необходимо искать мира, для чего каждый должен отказаться от «права на все», то есть добровольно ограничить свою «абсолютную» свободу. В обществе заключается договор, и с этого момента оно переходит в гражданское состояние. Институт, направляющий людей к общей цели и удерживающий их от действий, нарушающих мир, именуется государством единой воли.

19. Об основном сочинений Дж. Локка. Ответ. В своем основном труде „Опыт о человеческом разуме", Дж. Локк развивает теорию познания материалисти­ческого эмпиризм. Он, решительно отвергнув учения Декарта и кембриджских плато­ников о врожденных идеях, единст­венным источником всех идей объ­являет опыт.

20. О разделении государственной власти. Ответ. Цель го­сударства по Дж. Локку, это сохранение свободы и собственности, приобретенной посред­ством труда. Поэтому государственная власть не может действовать по произ­волу. И чтобы не произошло этого произвола, он делит государственную власть на три ветви: 1) законода­тельную, 2) исполнительную и 3) союз­ную, федеративную.

21. О философии Просвещения. Ответ. Французскую философию ХУ111 в. называют философией Просвещения. Его представители разрушали устоявшиеся представления о боге, окружающем мире и человеке, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили великую французскую революцию 1789-1794 годов.

22. Об основных направлениях философии Просвещения и его мыслителях. Ответ. Все содержание философии Просвещения можно разделить на три основные направления: 1. деизм (Вольтер, Монтескье. Руссо, Кондильяк); 2.атеистически-материалистическое направление (Бейль, Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах); 3.утопически-социалистическое (коммунистическое) направление (Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон).

23. О гуманистической концепции человека Вольтера. Ответ. Гуманистическая концепция человека Вольтера основывается на почве критики религии и метафизической философии. Вольтер полагает, что представления о справедливости, добре и зле рождаются из самого человеческого опыта, в соответствии с общественным благом и пользой.

24. О «философии истории». Ответ. Вольтер, в своих исторических сочинениях критикует библейски – христианскую точку зрения на развитие общества, и дает набросок картины истории человечества. В основе «философии истории» (термин впервые введен Вольтером) лежит идея прогрессивного развития общества независимо от воли божества. Но ход истории объясняет изменением идей, т.е. идеалистически.

25. Об общественном договоре. Ответ. В своих сочинениях «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства среди людей» и «Об общественном договоре» Ж.Ж. Руссо глубоко анализирует вопросы социальной справедливости. «Человек, рожденный свободным, говорит Руссо, а между тем везде в оковах». В справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между всеми гражданами в размерах, необходимых для жизни, но не для обогащения. Подлинную гражданскую свободу и право собственности человек может получить лишь благодаря заключению «общественного договора» между правителем и народом. Согласно этому договору, угнетенное, лишенное прав и собственности большинство имеет право свергнуть паразитирующее меньшинство и властителя и создать общество по собственному усмотрению.

26. О Ш. Л. Монтескье. Ответ. Ш. Л. Монтескье был одним из основоположников географического направления в социологии, и в формировании общественного устройства и нравов народов особое значение придавал климату, почве, поверхности и т.д. Вместе с тем Монтескье подчеркивал роль общественной среды, которая совпадает у него с понятием политического строя и законодательства. Подвергая острой критике феодально-абсолютистские порядки, Монтескье, как идеолог политического компромисса буржуазии и дворянства, отстаивал идею умеренной конституционной монархии и принцип разделения властей. Осн. соч.: «Персидские письма», «Размышления о причинах величия и падения римлян», «О духе законов».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: