Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Мыслители: Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин




Реформация совершила переворот в отношении христиан-мирян к религии и церкви, разрушила духовную диктатуру католической церкви и положила начало развитию буржуазного светского мировоззрения и культуры. Само буржуазное понимание человека нашло свое мистифицированное выражение в протестантизме, ставшей основой идеологии буржуазного индивидуализма и свободного предпринимательства. В противовес средневековой идее внешнего миропорядка, Лютер и Кальвин выдвигают положение о живом, индивидуальном и однократном характере встречи человека с богом и личной ответственности верующего за свои убеждения. Протестантский принцип «спасения личной верой», противопоставленный католическому догмату о спасении путем «добрых дел», подрывал претензии католической церкви на посредничество между человеком и богом, поскольку исключал монопольное право церкви быть единственной носительницей и распорядительницей божественной благодати. То есть личная вера противопоставляется внешнему, церковному авторитету; благочестие верующего – это не подчинение церкви, а есть внутреннее, индивидуальное, сознательное его убеждение. Данная концепция «избранности к спасению» отдельных людей, в индивидуальном порядке осознающих свою судьбу, освятила авторитетом бога специфически буржуазную деятельность людей, которая в ту пору была лишена «внешней», официальной санкции. Тем самым фаталистическая концепция предопределенности и избранности оказывается своеобразным способом пробуждения и освящения активности человека буржуазного человека. Первая победа Реформации связана с именем Мартина Лютера (1483-1546 гг.), и потому его считают, основателем Реформации. Причиной начала реформационного движения в Германии послужила продажа индульгенций – папской грамоты на отпущение грехов (за убийство родителей – 10 червонцев, за оскорбление святынь – 9, за простое убийство – 7 и т. д.). Лютер выступил против этой акции, заявив, что священники не имеют право прощать или наказывать христиан. «Спасение» человека зависит не от выполнения «добрых дел», таинств, обрядов, а от искренности его веры. Источником религиозной истины является не «священное» предание, а само Евангелие. Тем самым, он, как сторонник умеренной бюргерской Реформации, выразил растущее негодование немецких бюргеров и крестьян, видевших в церкви одного из главных эксплуататоров. Вместе с тем, Лютер выступал и против доктрин, выражавших материальные интересы бюргерства, критиковал теорию естественного права, идеи раннебуржуазного гуманизма, принципы свободной торговли. В Крестьянской войне (1525 г.) стал на сторону господствующего класса. «…Лютер, - писал Маркс, - победил рабство по набожности только тем, что поставил на его место рабство по убеждению». Мюнцер Томас (ок. 1490-1525 гг.) – церковный проповедник, один из вождей крестьянского восстания, идеолог крестьянско-плебейского крыла Реформации. В отличие от Лютера, Мюнцер выступал не только против католицизма, но и против всего христианства и феодализма. Основную задачу Реформации видел не столько в обновлении церкви и ее учения, сколько в совершении социально-экономического переворота силами крестьян и городской бедноты. Его мировоззрение под влиянием крестьянско-плебейской ереси и мистики, было пантеистическим. Религиозная вера, в его понимании, вызвана пробуждением разума в человеке, разрыв между небесной и земной жизнью должен быть устранен. Его политическая программа была близка к уравнительному утопическому коммунизму. По мнению Энгельса, он как бы предвосхитил борьбу нарождавшегося пролетариата. Жан Кальвин(1509-1564 гг.) – один из деятелей Реформации во Франции. С 1536 г. поселился в Женеве, где стал фактическим диктатором города (1541 г.), подчинив светскую власть церкви. Его учение (кальвинизм) – выражал требования «самой смелой части тогдашней буржуазии». Основа кальвинизма – учение о божественном предопределении одних людей к «спасению», и других – к «осуждению». Но это предопределение не исключало активной деятельности, поскольку верующий не знает свой судьбы, и своей активной деятельностью может доказать что он «божьи избранник». Кальвин оправдывал буржуазное предпринимательство эпохи первоначального накопления капитала. Это нашло свое выражение в том, что наилучшими добродетелями объявлялись умеренность и бережливость, проповедовался режим мирского аскетизма. Кальвин не терпел инакомыслие, по его приказу сожгли ученного М. Сервета. Основ. соч. – «Наставление в христианской вере».




Вопросы для самоконтроля

  1. Чем отличается представление о человеке в эпоху Возрождения от традиционных представлений Средневековья?

2. Кто является родоначальником гуманизма и его видными представителями?

3. Чем отличается концепция Макиавелли о государстве от теократической концепции?

4. Каково значение книги Эразма Роттердамского «Похвала глупости»?

5. В чем заключается отличие философии эпохи Возрождения от средневековой философии?

6. Каковы основные характерные особенности натурфилософии эпохи Возрождения?

7. Что такое пантеизм и гилозоизм?

8. Опишите модель идеального государства Томаса Мора и Томазо Кампанеллы.

9. На что направлен скептицизм Монтеня?

10. Какие новые методологические идеи предлагали Леонардо да Винчи и Галилей?

11. О каких двух книгах говорили Кампанелла и Галилей?

12. В чем заключалась суть движения Реформации, и каковы его социальные последствия?





Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 3457; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8145 - | 7144 - или читать все...

Читайте также:

 

18.212.83.37 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.