double arrow

Мыслители: Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин

Реформация совершила переворот в отношении христиан-мирян к религии и церкви, разрушила духовную диктатуру католической церкви и положила начало развитию буржуазного светского мировоззрения и культуры. Само буржуазное понимание человека нашло свое мистифицированное выражение в протестантизме, ставшей основой идеологии буржуазного индивидуализма и свободного предпринимательства. В противовес средневековой идее внешнего миропорядка, Лютер и Кальвин выдвигают положение о живом, индивидуальном и однократном характере встречи человека с богом и личной ответственности верующего за свои убеждения. Протестантский принцип «спасения личной верой», противопоставленный католическому догмату о спасении путем «добрых дел», подрывал претензии католической церкви на посредничество между человеком и богом, поскольку исключал монопольное право церкви быть единственной носительницей и распорядительницей божественной благодати. То есть личная вера противопоставляется внешнему, церковному авторитету; благочестие верующего – это не подчинение церкви, а есть внутреннее, индивидуальное, сознательное его убеждение. Данная концепция «избранности к спасению» отдельных людей, в индивидуальном порядке осознающих свою судьбу, освятила авторитетом бога специфически буржуазную деятельность людей, которая в ту пору была лишена «внешней», официальной санкции. Тем самым фаталистическая концепция предопределенности и избранности оказывается своеобразным способом пробуждения и освящения активности человека буржуазного человека. Первая победа Реформации связана с именем Мартина Лютера (1483-1546 гг.), и потому его считают, основателем Реформации. Причиной начала реформационного движения в Германии послужила продажа индульгенций – папской грамоты на отпущение грехов (за убийство родителей – 10 червонцев, за оскорбление святынь – 9, за простое убийство – 7 и т. д.). Лютер выступил против этой акции, заявив, что священники не имеют право прощать или наказывать христиан. «Спасение» человека зависит не от выполнения «добрых дел», таинств, обрядов, а от искренности его веры. Источником религиозной истины является не «священное» предание, а само Евангелие. Тем самым, он, как сторонник умеренной бюргерской Реформации, выразил растущее негодование немецких бюргеров и крестьян, видевших в церкви одного из главных эксплуататоров. Вместе с тем, Лютер выступал и против доктрин, выражавших материальные интересы бюргерства, критиковал теорию естественного права, идеи раннебуржуазного гуманизма, принципы свободной торговли. В Крестьянской войне (1525 г.) стал на сторону господствующего класса. «…Лютер, - писал Маркс, - победил рабство по набожности только тем, что поставил на его место рабство по убеждению». Мюнцер Томас (ок. 1490-1525 гг.) – церковный проповедник, один из вождей крестьянского восстания, идеолог крестьянско-плебейского крыла Реформации. В отличие от Лютера, Мюнцер выступал не только против католицизма, но и против всего христианства и феодализма. Основную задачу Реформации видел не столько в обновлении церкви и ее учения, сколько в совершении социально-экономического переворота силами крестьян и городской бедноты. Его мировоззрение под влиянием крестьянско-плебейской ереси и мистики, было пантеистическим. Религиозная вера, в его понимании, вызвана пробуждением разума в человеке, разрыв между небесной и земной жизнью должен быть устранен. Его политическая программа была близка к уравнительному утопическому коммунизму. По мнению Энгельса, он как бы предвосхитил борьбу нарождавшегося пролетариата. Жан Кальвин (1509-1564 гг.) – один из деятелей Реформации во Франции. С 1536 г. поселился в Женеве, где стал фактическим диктатором города (1541 г.), подчинив светскую власть церкви. Его учение (кальвинизм) – выражал требования «самой смелой части тогдашней буржуазии». Основа кальвинизма – учение о божественном предопределении одних людей к «спасению», и других – к «осуждению». Но это предопределение не исключало активной деятельности, поскольку верующий не знает свой судьбы, и своей активной деятельностью может доказать что он «божьи избранник». Кальвин оправдывал буржуазное предпринимательство эпохи первоначального накопления капитала. Это нашло свое выражение в том, что наилучшими добродетелями объявлялись умеренность и бережливость, проповедовался режим мирского аскетизма. Кальвин не терпел инакомыслие, по его приказу сожгли ученного М. Сервета. Основ. соч. – «Наставление в христианской вере».

Вопросы для самоконтроля

  1. Чем отличается представление о человеке в эпоху Возрождения от традиционных представлений Средневековья?

2. Кто является родоначальником гуманизма и его видными представителями?

3. Чем отличается концепция Макиавелли о государстве от теократической концепции?

4. Каково значение книги Эразма Роттердамского «Похвала глупости»?

5. В чем заключается отличие философии эпохи Возрождения от средневековой философии?

6. Каковы основные характерные особенности натурфилософии эпохи Возрождения?

7. Что такое пантеизм и гилозоизм?

8. Опишите модель идеального государства Томаса Мора и Томазо Кампанеллы.

9. На что направлен скептицизм Монтеня?

10. Какие новые методологические идеи предлагали Леонардо да Винчи и Галилей?

11. О каких двух книгах говорили Кампанелла и Галилей?

12. В чем заключалась суть движения Реформации, и каковы его социальные последствия?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: