Программная инженерия. Качество программного обеспечения.
Copyright © Сергей Орлик, 2004-2005.
mailto:sorlik@borland.ru
https://sorlik.blogspot.com
отчеты, создаваемые в результате работ по анализу качества. Хотя, чаще всего термин качество
используется в отношении конечного продукта и поведения системы в процессе эксплуатации,
хорошей инженерной практикой является требование к тому, чтобы соответствие заданным
характеристикам качества оценивалось и для промежуточных результатов/продуктов жизненного
цикла в рамках всех процессов программной инженерии.
1.4 Повышение качества (Quality Improvement)
Качество программного обеспечения может повышаться за счет итеративного процесса
постоянного улучшения. Это требует контроля, координации и обратной связи в процессе
управления многими одновременно выполняемыми процессами: (1) процессами жизненного цикла,
(2) процессом обнаружения, устранения и предотвращения сбоев/дефектов и (3) процессов
улучшения качества.
К программной инженерии применимы теории и концепции, лежащие в основе совершенствования
|
|
качества. Например, предотвращение и ранняя диагностика ошибок, постоянное
совершенствование (continuous improvement) и внимание к требованиям заказчика (customer
focus), составляющие принцип “building in quality”. Эти концепции основываются на работах
экспертов по качеству, пришедших к мнению, что качество продукта напрямую связано с
качеством используемых для его создания процессов.
Такие подходы, как TQM (Total Quality Management – всеобщее управление качеством) PDCA (Plan,
Do, Check, Act – Планирование, Действие, Проверка, Реакция/Корректировка), являются
инструментами достижения задач, связанных с качеством. Поддержка менеджмента помогает в
выполнении процессов, оценке продуктов и получению всех необходимых данных. Кроме этого,
разрабатываемая программа совершенствования (improvement program, обычно является целевой
и охватывает работу подразделения или организации, в целом, прим. автора) детально
идентифицирует все действия и проекты по улучшению <отдельных аспектов деятельности> в
рамках определенного периода времени, за который такие проекты можно осуществить с
успешным решением соответствующих задач. При этом, поддержка менеджмента означает, что
все проекты по улучшению обладают достаточными ресурсами для достижением поставленных
целей. Поддержка менеджмента тесно связана с реализацией активного взаимодействия в
коллективе, и должна предупреждать возникновение потенциальных проблем (и пассивного или
даже активного противодействия реализации программы совершенствования или отдельных ее
проектов, прим. автора). Формирование рабочих групп, поддержка менеджеров среднего звена и
выделенные ресурсы на уровне проекта – эти вопросы обсуждаются в области знаний “Процесс
программной инженерии”.